Калам (Калăм)

Старинный чувашский праздник, посвященный поминовению усопших (март). Проводился обряд Калăм сăри «пиво калама» (после молений, пищу выливали во двор около столба).

Хазиева Асия Ахтареевна

Воспитатель детского сада "Ляйсан" с. Зилаир

Хазиева Асия Ахтареевна

Воспитатель детского сада "Ляйсан" с. Зилаир

Этнокультурная принадлежность: башкиры

Категория объекта: традиционная пища

Анкета утверждена 30.09.2022

Номер объекта: 11-004

Автор-составитель анкеты:

Утарбаева Валия Сабитовна, ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества.

Катык является отличной альтернативой кумысу, более полезная и не менее вкусная, особенно если готовить из натуральных продуктов. Для приготовления потребуется одна часть сметаны и пять частей молока. 

Технология приготовления кисломолочного напитка катык (баш. ҡатыҡ) у башкир

Описание

В основе питания башкир, как и других кочевых и полукочевых народов Евразии, значительное место занимали молочные продукты, а также продукты его переработки. Многовековой опыт разведения домашних животных позволил разработать множество блюд, полученных путем перерработки молока. Очень много упоминаний молочных блюд у этнографов и исследователей, посещавших башкир, что говорит о древности этих блюд и их общности у различных родовых племен башкир.

Традиционный катык изготавливают  из коровьего цельного молока и домашнего каймака.

Сведения об особенностях

Состояние бытования

Рецепты приготовления катыка до сих пор хорошо сохранились у башкирок. Технология приготовления передается в бытовой среде. Катык, изготовленный в промышленных масштабах, имеет более жидкую консистенцию.

 

Способы передачи традиции

Передача в семейных традициях. Бытовая, наследственная. В быту башкир сохранились оригинальные рецепты приготовления катыка

 

Форма бытования

Бытование. Аутентичная форма

 

Этнологический аспект

Подобный напиток из заквашенного коровьего молока готовили древние тюрки. Есть данный напиток у узбеков (сузма), каракалпаков (сузбе), туркменов (сузме), киргизы (сюзмё), кабардинцев и балкарцев (сюзме), казахов, уйгуров, чувашей, бурятов, калмыков, монгол.

Исторический аспект

Участники академических экспедиций второй половины XVIII в. П.С.Паллас и И.И.Лепехин, побывавшие у башкир, характеризуя их быт, сообщали об основных продуктах питания, способах приготовления кушаний, описывали праздничные и обрядовые трапезы, отмечали незначительную роль в питании продуктов земледелия. Некоторые сведения содержатся и в обобщающем труде И.Г.Георги (1799). По свидетельству И.И. Лепехина, «кислое молоко, айрян называемое, они (башкиры) употребляют вместо обыкновеннаго питья»[1].

В публикациях историков, этнографов, врачей, служилых людей, путешественников XIX в. также можно найти информацию о башкирской пище. Земский врач В.А.Арнольдов в санитарно-бытовом очерке, описывает правила поведенческого этикета и церемонию праздничного угощения. В.А.Арнольдов, как врач, выводит причины многих заболеваний башкир из образа жизни и питания.

Большая заслуга в изучении башкирской пищи в XX в. принадлежит С.И.Руденко. В экспедициях 1906, 1907, 1912 гг. им собирался этнографический материал по всей территории Башкирии. В его монографии «Башкиры. Историко-этнографические очерки» имеется глава о народной кухне, где дается общая характеристика кушаний и напитков.

Изучение традиционной башкирской кухни было продолжено Р.Г. Гаделгареевой в 70-е годы. Она собрала значительный полевой материал по мясной, молочной и растительной пище башкир. Ею была написана статья «Способы консервирования молочных и мясных продуктов у башкир» (1978).

Несколько статей по традиционному питанию башкир было опубликовано в 80-е годы Н.Ф.Шакировой. В конце 90-х годов А.Хабибуллиной.

Определенный вклад в изучение традиционной башкирской пищи внесли языковеды. Термины, связанные с продуктами животного происхождения рассматривались У.Ф.Надергуловым. Традиционную мясомолочную пищу, автор определяет как часть тюркской модели питания. В работах врача В.З.Гумарова содержатся этнографические данные по гигиене питания башкир. В кулинарных справочниках Н.М.Сафина «Башкирские блюда» (1972) и И.А.Арслановой «Башкирская кухня» (1992) собраны рецепты приготовления некоторых традиционных и новых башкирских блюд. Ценный и достоверный материал содержится в первом в истории отечественной этнографии систематическом описании народов России И.Г. Георги, сочинениях участников академической экспедиции 1769-1770 гг. П.С. Палласа, И.И. Лепехина, Н. Рычкова, Н.С. Попова, Н.В. Ремезова. По словам И.И. Лепехина, летом башкиры питались исключительно молоком. П.С. Паллас также отмечал, что главное питание башкир состояло из молочных продуктов и мяса, и что хлеб у них употреблялся в пищу не повседневно.

 
  1. Лепехин И.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям российского государства: в 4 т. – Репринтное издание 1771-1805 гг. – СПб.: Альфарет, 2010. – Т.II: 1770 г. С.53.

 

Сведения о действиях над ОНКН

Рецепты приготовления катыка опубликованы в кулинарных сборниках традиционной башкирской кухни, в интернет, в социальных сетях хозяйки делятся своими семейными рецептами приготовления.

Сведения об особенностях распространения и использования ОНКН

СОВРЕМЕННОЕ БЫТОВАНИЕ ОНН

Российская Федерация, Республика Башкортостан

Места распространения: Российская Федерация

 

ИСТОРИЧЕСКОЕ БЫТОВАНИЕ

На исторической территории проживания башкир.

Место фиксации ОНКН

Российская Федерация, Республика Башкортостан

Современное бытование

Республика Башкортостан

Историческое бытование

Исторические места проживания башкир

Техники и технологии

Для приготовления катыка проваривают молоко. Для этого доводят его до кипения и оставляют на минимальном огне на час. Молоко должно загустеть, после чего в стерилизованную стеклянную банку с крышкой переливаем приваренное молоко и смешиваем со сметаной до получения однородной массы. Смесь оставить при закрытой крышке на  8-10 часов в теплом месте, накрыв теплым свитером. После закваски катык ставят в холод на пару часов и пробуют получившийся продукт.

Источники сведений

1960 г. – экспедиционные записи С.Н. Шитовой, Р.Г. Гаделгареевой, Г.Я. Ямансариной.

Литература: Мигранова Э.В. Башкиры. Традиционная система питания: историко-этнографическое исследование. Уфа: Китап, 2012 (переиздание – Уфа: Китап, 2016).

В 1978 г. вышла работа Р.Г. Гаделгареевой  «Традиционные способы консервирования молочных и мясных продуктов у башкир // Культура и быт башкир» (под ред. Р.Г.Кузеева и С.Н.Шитовой).

В книге Н.В. Бикбулатова и Ф.Ф. Фатыховой «Семейный быт башкир» (1991) пища и трапеза рассматриваются в контексте обрядовой культуры.

В 2002 г. вышла коллективная монография «Башкиры: Этническая история и традиционная культура» (раздел о традиционной кухне – С.Н. Шитова).

Во второй пол. XX – начале XXI в. Появился ряд работ по башкирской народной кухне – Н.Ф. Шакировой (Гайнуллиной), А.Р. Хабибуллиной, были изданы кулинарные книги Н.М. Сафина, цикл книг о традиционной и современной башкирской кухне издан под руководством мастера-повара Российской Федерации И.А. Арслановой.

 «Родной Башкортостан» 6 кл. с. 201-203

Руденко С.И. Башкиры. Историко - этнографические очерки.стр.125- 127.

Ф. Бикембәтова. Ырымбурҙарса ҡорот. Киске Өфө. №50, 2007 й.

Ф.Г. Хисамитдинова «Родной Башкортостан» с. 102-101

Хажин Р. Р. «Башкирская кухня», 2010 г.

Лица, имеющие отношение к ОНКН

ФИО: Мигранова Эльза Венеровна

Тип ответственности: Исследователь, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнологии Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (ИИЯЛ УФИЦ РАН).

Место работы/Адрес: Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (ИИЯЛ УФИЦ РАН)

 

ФИО:  Арсланова Индуса Амировна

Тип ответственности: мастер-повар, отличник советской торговли, пропагандист башкирской кухни, один из ведущих специалистов в индустрии общественного питания Республики Башкортостан, Заслуженный работник торговли Республики Башкортостан, кавалер ордена Дружбы народов, мастер-повар России, лауреат Национальной премии «Золотой журавль»

Организации, имеющие отношение к ОНКН

11. ОРГАНИЗАЦИЯ, ИМЕЮЩАЯ ОТНОШЕНИЕ К ОНН

Наименование: ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества.  

Тип ответственности: Исследователь

Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2

Этнокультурная принадлежность: башкиры

Категория объекта: традиционная пища

Анкета утверждена 30.09.2022

Номер объекта: 11-004

Автор-составитель анкеты:

Утарбаева Валия Сабитовна, ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества.