Этнокультурная принадлежность: Башкиры

Категория объекта: Традиционные народные костюмы

Анкета утверждена 22.12.2021

Номер объекта: 09-005

Автор-составитель анкеты:

Галиева Фарида Габдулхаевна, доктор филологических наук, кандидат исторических наук

Тканая шаль является одним из элементов традиционного национального костюма этнографической группы юго-восточных башкир. Она выполняла функцию верхней теплой одежды и бытовала в двух вариантах: тула шǝл – из толстой овечьей пряжи и дебет шǝл – из тонкой овечьей пряжи с использованием пуха козы и хлопчатобумажных ниток. Оба варианта производились во многих башкирских селениях зауральских районов, носились в качестве праздничной и повседневной одежды и в XX столетии сосуществовали с вязаной пуховой шалью, популярной и в наши дни. Шалевое ткачество юго-восточных башкир является феноменом кочевой культуры, развивавшейся во взаимодействии с оседло-земледельческими традициями.

Описание

Источниками для подготовки настоящей Анкеты стали: опубликованные историко-этнографические сведения, этнографические фотографии, полевые дневники Р.Г. Кузеева 1958 г., полевые материалы Ф.Г. Галиевой 2021 г., материалы Республиканского центра народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан по организации праздников изделий народных мастеров, интернет-ресурсы с видео-материалами – записями процесса изготовления тканой шали современными умельцами.

Исторических сведений о тканой шали у башкир в работах русских и зарубежных путешественников XVIII в. найти не удалось. В условиях отсутствия зимой дорог и большой мобильности кочевого населения исследователи могли не зафиксировать элемент зимней женской одежды. Это не означает их отсутствие, тем более, что у башкир были условия для развития домотканых шалей. Имелось сырье в виде шерсти многочисленных овец и ткацкие станки, на которых ткали паласы и сукно для одежды. По исследованию Н.В. Бикбулатова, ручное ткачество было неотъемлемой частью натурального хозяйства башкир и удовлетворяло потребности социума еще до присоединения Башкирии к Русскому государству. Оно было развито прежде всего в земледельческих районах северной и северо-западной Башкирии, но практиковалось и в юго-восточных районах.

Наиболее раннее упоминание тканой шали у юго-восточных башкир содержится в работе итальянского профессора Стефано Сомье (1848–1922). В конце XIX в. у башкир д. Ташбулатово Абзелиловского района он зафиксировал: «Я видел ткань, делаемую из козьей шерсти довольно тонкую, мягкую и теплую. Платок из такой ткани, стоивший 2 р., которым я и наш ямщик обвертывал себе шею и голову, сослужил мне хорошую службу в наше остальное путешествие».

Сведения об изготовлении тканых шалей оставил С.И. Руденко (1885–1969). Он писал: «из козьего пуха (дебет) юго-восточные башкирки ткали (а не вязали, как уральские казачки) пуховые шали и шарфы. Любопытно, что башкиры кое-где в горах Южного Урала (гирей-кипчаки) сучили нитки также их заячьей шерсти (Kуян йөнө) и ткали из них шали вместе с нитками из козьего пуха».

Подтверждением вывода С.И. Руденко о бытовании указанной традиции в юго-восточных районах республики стали полевые исследования, собранные в 1958 г. комплексной экспедицией в юго-восточные районы Башкирской АССР в составе: Р.Г. Кузеев (рук.), Н.В. Бикбулатов, С.А. Авижанская, Т.М. Гарипов (лингвист), С.Ф. Миржанова (лингвист), М.В. Сурина (инженер), Г.И. Мухаметшин (художник). Процесс изготовления тканой шали участниками экспедиции был зафиксирован в Зианчуринском, Баймакском, Хайбуллинском, Белорецком и других районах Башкирской АССР, «почти по всех районах, расположенных к югу от параллели г. Уфы, кроме самых западных. <…> Лучшие шали изготавливаются в районах, прилегающих к Оренбургской области, и на восточных склонах южного Урала. По мере продвижения на север производство шалей сокращается, а качество их снижается».

Руководитель экспедиции Р.Г. Кузеев в д. Верхне-Исмаково Хайбуллинского района в «Полевых дневниках» сделал следующую запись:

«Тканая шаль (дебет шǝл). Сшита из четырех полос. Шаль большая, примерно 1,5 м на 1,5 м. И основа, и уток – пуховая нить, причем одинарная нить. К концам пришиты скрученные вдвое пуховые нити, причем сделано так: Причем пришиты 4 вдвое скручен[ные] нити, затем они обыкновенно суровыми нитями скреплены так, что вокруг шали получается сетка – теш. Завершается сетка кистью, причем в каждой кисти по 8 ниток. Говорят так, дебет шал или просто дебет. Сетку называют селтǝр, кисти сǝсǝк».

В д. Баишево Зианчуринского района, по материалам Р.Г. Кузеева, нить основы в дебет шǝл была из растительных волокон:

«Основная была нитка бумажная (кǝйтγк ебе), черные или белые в зависимости от того, какого цвета будет шаль. Ткали сначала узкие полосы, затем это сшивали пуховой нитью (дебет белэн). Края делали узорные. Края были не волнистые, а прямые, но заканчивались они кистями сγк или сǝсǝк). Перед нитями узорного тканья почти не было, были только селтǝр (сетка)».

Выше описана особенность башкир – использование для изготовления шали волокон и животного, и растительного происхождения, что является уникальным явлением. Как отмечает С.Н. Шитова, обские угры использовали только растительные волокна, а казахи и киргизы – только животного происхождения. Выше названная особенность юго-восточных башкир может быть примером межэтнических взаимодействий. Но вероятнее, что это результат национальной консолидации, которая активизировалась в XVIII–XIX в. Известно, что у башкир в земледельческих районах сырьем в основном служили растительные волокна, в скотоводческих – животного происхождения. Шаль юго-восточных башкир обобщила традиции разных культур.

Р.Г. Кузеев выявил, что кроме шалей из козьего пуха в горной местности башкиры ткали толстые, суконные шали из спряденных из шерсти овцы нитей: «hырт якта носили тула шал. Тула шал ткали из овечьей шерсти (и основу, и попереч[ину]). Края также были кисти (сук ǝргǝhен матурлыклар)».

Традиция вязать пуховые шали, по Р.Г. Кузееву, у башкир южных районов распространилась в 1910-е гг., но она не вытеснила традицию изготовления тканых шалей. В 1958 г. Р.Г. Кузеев, работая в д. Иткулово Баймакского района, записал: «У хозяйки есть дебет шаль, сотканный. Соткан года 4 назад. Хозяйка считает, что сотканная шаль – теплее, крепче. Соткан из чистого дебета. А когда, гов[орят] вяжут, примешивают нитку».

Одним из итогов совместной работы этнографов стало издание книги С.А. Авижанской, Н.В. Бикбулатова и Р.Г. Кузеева «Декоративно-прикладное искусство башкир» (Уфа, 1964). В разделе «Узорное вязание» С.А. Авижанская указала, что цвет шали определяется тем, что обычно башкиры держат черных коз, из шерсти которых можно сделать коричневую или серую пряжу. Белые козы были редкими, белые платки носили молодые девушки. Шаль женщины накидывали при выходе на улицу и покрывали всю фигуру. Также С.А. Авижанская описала процесс изготовления дебет шали:

«На простом ткацком станке женщины ткут узкую длинную полосу из чисто пуховых ниток или смеси пуховых (уток) и хлопчатобумажных (основа) ниток. Эта полоса затем разрезается на три-четыре равных куска, из которых сшивается квадратная большая очень теплая шаль. По краям ее прикрепляются пучки тех же ниток, из которых сплетается бахрома (селтǝр), оканчивающаяся длинными кистями».

Далее автор отмечает:

«В прошлом веке, как еще помнят пожилые башкиры, ткали также большие толстые суконные шали из овечьей шерсти (тула шәл). В настоящее время суконные шали совершенно не носят, а пуховые тканые надевают только старые женщины. Молодые и средних лет башкирки носят вязаные пуховые шали своей работы».

Полевые материалы Ф.Г. Галиевой 2021 г. позволили найти сведения об изготовлении тула шǝл и постепенном ее вытеснении более легкой и мягкой дебет шалью. В ряде случаев при смене видов шали сохранялось прежнее название – тула. Ареалами распространения традиции были многие зауральские селения – Зилаирского, Баймакского, Хайбуллинского, Абзелиловского, Хайбуллинского и других районов Башкортостана. По словам Хамиды Хамзовны Юлановой (1946 г.р.) из с. Юлдыбаево Зилаирского района ее мама ткала шаль еще в 1965 г. Для его изготовления она брала те же шерстяные нити (из овечьей шерсти), что для паласов. На ткацком станке делала полотно шириной около 50 см. Популярным был узор крупная клетка черно-белых оттенков, поэтому использовались предварительно подготовленные черные и белые нити. Затем полотно разрезала на квадраты и скрепляла между собой так, чтобы получился большой квадрат 1,5х1,5 м. По краям из тех же нитей делали бахрому.

По сообщению Х.Х. Юлановой, тула шǝл женщины надевали, когда ходили в гости, обычно накидывая на плечи либо закрывая голову. Это был признак достатка трудолюбивой семьи. Для дебет шǝл в их селе добавляли козий пух, шаль красиво распушалась. Наряду с шалями собственного производства в гардеробах женщин в середине XX в. появились фабричные шали, также в черно-белую клетку. Вначале они, как и собственного производства, были больших размеров, затем появились разноцветные и меньших размеров, примерно 1х1 м. В 1960-е гг. в с. Юлдыбаево они полностью вытеснили шали собственного изготовления. Самотканые шали из гардероба женщин перешли в интерьер домов, стали служить накидками кресел и диванов.

По информации Салимы Абдразаковны Яхиной (1954 г.р.) из д. Байназарово Бурзянского района, в их селении были и тула шǝл, и дебет шǝл. Последняя была популярна до 1970-х гг., до вытеснения фабричными изделиями. Ее мама Гайникамал Губайтовна Байназарова (1927 г.р.) имела дебет шǝл коричневого цвета квадратной формы размером не менее 1,5х1,5, возможно 1,8х1,8 м. По краям была плетеная сетка и бахрома сǝсǝк длиной 1012 см из туго скрученных ниток. Если на изготовление пуховой шали уходило примерно 400 г пуха, то для дебет шǝл – около 800. Шаль получалась очень плотная, она абсолютно не пропускала ветер, отличалась прочностью, носкостью. Для стирки пользовались хозяйственным мылом. Шаль использовалась как повседневная одежда, не только по случаю сходить в гости, но и в магазин.

Одна из фотографий, сделанных в 1963 г., хранящихся в фотоархиве ИИЯЛ УФИЦ РАН и опубликованных в книге «Башкиры», дает возможность изучить способы ношения шалей. Женщины д. Ибраево Салаватского района БАССР, участницы именин, позировали на коллективное фото, облачившись в модные для своего времени шали, согнутые по диагонали. На переднем плане две женщины в больших фабричных шалях в клетку; одна из них шаль надела на голову и закрыла фигуру, другая – накинула на плечи и одежду; на голове у нее белый хлопчатобумажный платок. На заднем плане снимка – женщины в однотонных шалях, вероятно дебет шǝл или вязаных, также накинув на плечи или покрыв голову поверх платка.

На фотографиях, сделанных и опубликованных С.Н. Шитовой, изображены башкирки в дебет шǝл по краям с традиционной сеткой и бахромой. Шаль накинута на голову поверх белого хлопчатобумажного платка, закрывающего лоб, повязанного на подбородке. Сзади шаль покрывает всю фигуру, доходя до щиколоток. Она органично смотрится с бешметом, в свою очередь, надетом поверх платья с оборками на подоле, как элемент национального костюма.

Таким образом, давним обычаем юго-восточных башкир является изготовление и ношение тканой шали в двух вариантах – тула шǝл (только из овечьей шерсти) и дебет шǝл (тонких, из овечьей шерсти, с добавлением нитей из козьего пуха, хлопчатобумажных нитей). Этот факт зафиксирован С. Сомье, С.И. Руденко, Р.Г. Кузеевым, С.А. Авижанской, С.Н Шитовой, Ф.Г. Галиевой. Только для башкир характерно комбинирование нитей растительного и животного происхождения, что является показателем синтеза традиций кочевников-скотоводов и оседлых земледельцев. В разное время этнотерриториальные группы башкир для изготовления полотна шали использовали шерсть овцы, зайца, пух козы. По материалам С.Н. Шитовой, в отдаленном прошлом оренбургские башкиры применяли шерсть верблюдов (шелковистая шерсть с шеи и боков молодых животных). У коз вычесывали шерсть, малопуховых коз – остригали. Шаль делали из полотна, разрезав на квадраты и соединив между собой, украсив изделие по краям. В Абзелиловском районе такую шаль называют «йыяр шәл», то есть «сборная шаль».

Традиция изготовления тканых шалей до сих пор сохраняется в ряде зауральских селений. В настоящее время в Хайбуллинском районе на базе Малоарслангуловского сельского клуба проводится фольклорный праздник «Башкирская тканая шаль» с участием фольклорных коллективов, исполнением башкирских народных танцев и песен. Вязальщицы знакомят всех желающих со своим искусством, с выставкой готовых изделий, развешанных на стенах, разложенных на столах. Мастерицы показывают весь цикл изготовления тканой шали, начиная со стрижки молодыми мужчинами овцы, специально заведенной в клуб, очистки шерсти, прядения нитей группой женщин, заправки ткацкого станка, тканья. При этом на разных этапах изготовления шали говорятся благопожелания, чтобы шаль была хорошей, жизнь счастливой. Праздник проводится усилиями клуба народного декоративно-прикладного искусства по вязанию башкирской шали (Вэзем ауыл клубы), руководитель Гульназ Сурина.

Традиция изготовления тканой шали сохранилась и в с. Бурангулово Абзелиловского района. Заслуженный работник культуры Валеева Расиля Сафиевна, ветеран труда, много лет проработавшая в клубе, освоила мастерство тканья шалей от своей мамы, которой помогала в этом деле с детства. Р.С. Валеева рассказывает, что в доме всегда стоял ткацкий станок, на котором мама могла выткать одну шаль в течение полутора суток. В настоящее время Р.С. Валеева делает не только шали, но и палантины и сумки. Белая шаль символизирует богатство, носится в гости, изделия из коричневой и черной шерсти считаются повседневными, хотя дифференцируются по качеству изготовления, размерам (могут быть 1,6 х 1,6), украшения по краям.

Шаль в прошлом башкирки надевали поверх казакина, без нее не обходились при поездках на лошадях. Исходя из целебных свойств шали, она использовалась и для укутывания и лечения детей. Для шали в 1,5 м вдоль и поперек ткется полоса шириной 50 см длиной 6 м, разрезается и незаметно сшивается, украшается бахромой (разрезанные нити по 2-4 скрепляются по периметру, затем соседние соединяются между собой). При ширине 30 см можно изготовить шаль 1,2 м. В настоящее время для получения нитей из шерсти мастерица использует электрический станок, раньше было веретено.

Сведения об особенностях

Состояние бытования

Традиция изготовления и ношения тканых шалей сохраняется благодаря инициативе мастериц и поддержке Республиканского центра народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан. Тканые изделия демонстрируются на многочисленных республиканских мероприятиях, в том числе на выставке-фестивале «Уфа. Ладья. Арт. Ремесла. Сувениры», ежегодном республиканском конкурсе «Башкирская шаль». В декабре 2021 г. состоялся ХIV Республиканский фестиваль-конкурс «Башкирская шаль-2021» в рамках республиканской «Недели ремёсел в Республике Башкортостан». Диплом лауреата «За тканую башкирскую шаль» получили мастерицы Валеева Расиля Сафиевна из с. Бурангулово Абзелиловского района и Ласынова Клара Хибатовна из д. Малоарслангулово Хайбуллинского района21. В рамках фестиваля проводится конкурс творческих команд «Рекламный ролик башкирской шали».

Исключительность/Ценность

Тканая шаль являлась маркером национальной культуры этнографической группы юго-восточных башкир. Ее нельзя переоценить за высокие качества – тепло, прочность, многофункциональность, она не имеет себе равных среди современных фабричных изделий, является результатом развития давней этнотерриториальной традиции.

Способы передачи традиции

Передача традиции из поколения в поколение.

Форма бытования

Аутентичная

Этнологический аспект

Юго-восточный комплекс костюмный комплекс сформировался на основе традиций кочевников-скотоводов. Основным материалом для изготовления одежды служили шерсть и кожа животных. Верхней мужской и женской одеждой здесь служили в будни кафтаны кəзəкəй, в праздники – тканевые халаты елəн, суконные сəкмəн, а в зимнее время шубы и тупупы. Мужчины носили головные уборы: тюбетейку, меховые малахаи и суконные колпаки. Молодые женщины – kашмау, старухи – таҫтар. В холодное время года они накидывали на голову сложенные на угол большие самотканые шерстяные шали. На ноги мужчины и женщины надевали суконные чулки и кожаную обувь kата или итек. Женщины продолжали носить платья туникообразного кроя. Нагрудник был селтəр и головной убор kашмау. Комплект украшений дополняли браслеты, коралловые ожерелья, кольца. Девушки носили затылочное украшение полуовальной или треугольной формы – елкəлек.

Исторический аспект

Этнографическая группа юго-восточных башкир сформировалась вследствие объединения племен бурзянкыпсактамьянтангаурусерганюрматы на основе кочевого скотоводческого хозяйства. После присоединения Башкирии к Русскому государству происходил переход от кочевого скотоводства в полукочевое. В середине XIX в. как тип хозяйства полукочевое скотоводство стал исчезать, формировался смешанный земледельческо-скотоводческий тип.

Выделяют зауральскую, горнолесную, приуральскую лесную, приуральскую степную подгруппы. В языке распространен южный диалект башкирского языка.

Социологический аспект

Юго-восточная этнографическая группа башкир характеризуется длительным сохранением традиций, по сравнению с другими группами вследствие изолированности, труднодоступности

Лингвистический аспект

Слово «шаль» шǝл / шал (перс. شال‎, санскр. साडी) по исследованию С.Н. Шитовой в прошлом обозначало тонкие мягкие шерстяные ткани, распространенные у туркмен, узбеков и других народов Средней Азии и Кавказа. Со временем шалью стали обозначать прямоугольное тканое полотно очень больших размеров, используемое как элемент одежды.

Сведения о действиях над ОНКН

Популяризация и поддержка традиции изготовления тканой шали в зауральских селениях Республики Башкортостан.

Место фиксации ОНКН

Историческое бытование

Башкирские селения юго-восточных районов Башкирии.

Техники и технологии

Первый этап связан с подготовкой сырья (шерсть овцы, пух козы), ее обработкой, стиркой, сушкой, изготовлением пряжи (веретено, специальный электрический станок). Второй этап – изготовление на ручном ткацком станке полотна, затем разрезание на квадраты, сшивание так, чтобы получился большой квадрат, ок. 1,5х1,5 м. Третий этап: обработка краев, украшение сеткой и бахромой из тех же нитей, что и основное изделие.

Источники сведений

  1. Абдулгазина Т.Я. К истории пуховязального искусства // Проблемы этногенеза и этнической истории башкирского народа. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию С.Н. Шитовой. Уфа: Гилем, 2006. С.55–59.

  2. Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964. 260 с.

  3. Башкиры / отв. ред. Р.Г. Кузеев, Е.С. Данилко; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН; Ин-т истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. М.: Наука, 2015. 662 с. (Народы и культуры).

  4. Документы и материалы по истории и этнографии народов Южного Урала. Вып. 3: Полевые дневники Р.Г. Кузеева 1952-1958 гг. / сост. И.Г. Петров, Е.Е. Нечвалода, З.Ф. Хасанова и др.; вступ. ст. И.Г. Петрова; отв. ред. Ф.Г. Галиева. Уфа: ООО «Первая типография», 2019. 275 с.

  5. Мастер-класс «Тканая башкирская шаль» – YouTube. youtube.comwatch?v=zOIhDcq0ZHw (дата обращения: 14.01.2022).

  6. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. Уфа: Китап, 2006. 376 с.

  7. Сомье С. О башкирах / пер. О.Н. Олениной, под ред., [с предисл.] и с примеч. Д.П. Никольского. Екатеринбург: Тип. «Екатеринбург. Недели», 1891. 42 с.

  8. Фольклорный праздник «Башкирская тканая шаль». https://www.culture.ru/events/1045124/folklornyi-prazdnik-bashkirskaya-tkanaya-shal (дата обращения: 13.01.2022).

  9. Шаль пуховая башкирская. Объекты нематериального культурного наследия Республики Башкортостан. URL: https://onknrb.bashmusic.net/ekspertnyj-sovet/4-zasedanie-ekspertnogo-soveta/2040-6-bashkirskaya-pukhovaya-shal (дата обращения: 11.11. 2021).

  10. Шитова С.Н. Башкирская народная одежда. Уфа: Китап, 1995. 248 с.

  11. Шитова С.Н. Войлоки, ковры и ткани у южных башкир. Этнографические очерки. Уфа: Китап, 2006. 200 с.

Лица, имеющие отношение к ОНКН

Шитова Светлана Николаевна, исследователь башкирской одежды.

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Республиканский центр народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан.

Этнокультурная принадлежность: Башкиры

Категория объекта: Традиционные народные костюмы

Анкета утверждена 22.12.2021

Номер объекта: 09-005

Автор-составитель анкеты:

Галиева Фарида Габдулхаевна, доктор филологических наук, кандидат исторических наук