Этнокультурная принадлежность: башкиры

Категория объекта: Охотничьи промыслы

Анкета утверждена 25.03.2022

Номер объекта: 10-002

Автор-составитель анкеты:

Янузакова Розалия Радиковна – ведущий методист отдела по работе с нематериально-культурным наследием Республиканского центра народного творчества.

Охота на волков нагоном на лошадях – один из видов охоты у башкир. Охотник преследовал волка по его следам на снегу. Волк не мог бежать так долго и быстро, как башкирская лошадь и всадник его терпеливо загонял.

Описание

Наиболее из почитаемых животных у башкир является волк. В мифических преданиях, легендах и сказках, а также в поверьях, обычаях, обрядах и народных праздниках башкир волк выступает как тотемический предок прародитель, покровитель и защитник. Одна из версий происхождения этнонима «башҡорт» связано с волком. Волк олицетворяется как сильный, могучий покровитель и предводитель. Следы культа волка наглядно проступают и в знахарстве. Закапывание волчьей головы под порог или фундамент дома, забрасывание ее под крышу, по поверьям башкир, предохраняли семью от болезней и злых наговоров, оберегали от злых духов и порчи, предотвращали беду, приносили благополучие, богатство и счастье. Закапывая волчью голову в помещении для скота или же около него, подвешивая череп над сараем, башкиры стремились оградить домашний скот от нападений хищных зверей. Все эти обычаи, обряды и поверья доказывают тотемную сущность волка.

Первые упоминания о ловли волка живьем можно найти в работах экспедиции под руководством Ивана Ивановича Лепехина, 1768-1773 гг. По словам Лепехина, башкиры отправлялись для этой охоты даже в казахские степи. Гоняют башкиры на лошадях без собак главным образом волков, с собаками же - зайцев и лисиц. Выехав артелью в степь по первой пороше, охотники отыскивают след, по которому определяют, где должен скрываться зверь. Затем, отыскав его или случайно наткнувшись на него, преследуют. При этом охотники так увлекаются, что нередко запаливают лучших лошадей. Загнанного зверя (волка) они или берут живьем или убивают ударами нагайки по норке (носу). Зайцев и лисиц, на которых они охотятся с собаками, ловят эти последние. Башкирская охотничья собака особой породы, на длинных и тонких ногах с острой и длинной мордой, легким туловищем; она больше всего похожа на густопсовую борзую. Весьма интересное замечание описывает И.К. Кириллов: «Башкирцы… говорят, что де дикого зверя – волков всех перевели, и лошадей и скот свой без пастухов в степях и в лесах содержим (что подлинная правда, - ежели где волка завидят, того никогда не отпустят, собрався, от деревни до деревни гонят и всемерно убьют)». Путешественник Эверсман Эдуард Александрович, побывавший в Башкирии в середине 19 века, в своих записях написал об охоте башкир на волков: «Башкирцы, как народ праздный, охотятся за волками зимою особенным образом. Охотники садятся на лошадей, следят волка по снегу, в продолжение нескольких дней гоняются за ним и наконец заганивают его до смерти. Когда стемнеет, они ночуют в ближайшей деревне и утром, опять уследив волка, продолжают охоту. Шкуру они продают рубля за три серебром, и вырученное делят между собою, строго наблюдая, чтоб никто не был обижен...».

В Баймакском районе Башкортостана, в лесных местностях района сохранили старый метод охоты. В остальных открытых местностях на снеге образуется твёрдый наст, и лошадь не может гнаться за волком, проваливается в сугроб. Охотится желательно в феврале — когда и снег не столь глубокий и волки без пищи ослабленные. Охотники Салимьян Ульябаев из деревни Бурзян-Елга и Шакир Давлеткильдин из деревни Ишберда охотятся на волков по старинному методу, переняли они от старшего поколения заядлых охотников Ягафара Давлеткильдина и Умуткужи Сыртланова. Лошади приучены к охоте. Они сильные и выносливые. Охотники особое внимание уделяют к подготовке лошади к охоте. На подготовку уходит немало времени и сил. Охота это, прежде всего, долгие часы, проведенные в лесах, часы активного передвижения. Вообще же лошадь должна быть выносливой, быстрой, иметь устойчивую психику и не расходовать себя напрасно. Главное требование, предъявляемое к лошади во время охоты – не бояться диких зверей. Берут их собой на охоту с обученными лошадьми, привязав их на коротком поводке к ним. Так они привыкают, начинают не бояться волков. Приученный конь не боится волков, учуяв его, сам нагоняет, иногда даже затаптывает.

При ловли волков используют дубину, рогатину и биту. Рогатина предназначена для давки зверя, дубину делают из березовой чаги, а у биты на один конец привязывается веревка, другой конец дугообразный. Данная охота заключается в том, при обнаружении следов волка в окрестностях или при нападении на домашний скот, охотники выдвигаются в лес и берут след. По рыхлому снегу волк не может долго бежать, уставший зверь обычно выходит на лесную тропинку и там настигают его. Иногда ловля продолжается и на следующие сутки. Уставший волк забивается в укромное место и замирает, притворившим мертвым. Пользуясь этим, охотник битой бьет по носу и, придавливая коленом горло, завязывает пасть и лапы арканом, затем привязывает к лошади. Если волк накидывается на охотника, то использует дубину и бьют волка по носу. Привозят зверя домой и держат на цепи во дворе несколько месяцев, ставят метку на ухо и отпускают на волю. Отпущенный волк больше никогда не возвращался в окрестности деревни. По словам информантов, им не встречались волки, которые побывали у них.

 

Сведения об особенностях

Состояние бытования

Баймакский район Республики Башкортостан.

Исключительность/Ценность

Традиция охоты на волков нагоном на лошадях древний, более гуманный метод охоты, который сохранился по сей день. После выдержки волка во дворе, он не возвращался в деревню, не нападал на домашнюю скотину.

Способы передачи традиции

Естественная, своими умениями делятся старшее поколение, постепенно передавая свои знания младшим.

Форма бытования

Аутентичная.

Этнологический аспект

Башкиры издревле считаются искусными наездниками и охотниками. Чтобы поймать волка живьем нужно хорошо уметь держаться в седле, пользоваться битой на скаку, быть ловким и смелым, знать повадки волка и ориентироваться в лесу.

Исторический аспект

По словам Лепехина, башкиры отправлялись для этой охоты даже в киргизскую степь. Гоняют башкиры на лошадях без собак главным образом волков, с собаками же зайцев и лисиц. Выехав артелью в степь по первой пороше, охотники отыскивают след, по которому определяют, где должен скрываться зверь. Затем, отыскав его или случайно наткнувшись на него, преследуют. При этом охотники так увлекаются, что нередко запаливают лучших лошадей. Загнанного зверя (волка) они или берут живьем или убивают ударами нагайки по норке (носу). Зайцев и лисиц, на которых они охотятся с собаками, ловят эти последние. Башкирская охотничья собака особой породы, на длинных и тонких ногах с острой и длинной мордой, легким туловищем; она больше всего похожа на густопсовую борзую. Путешественник Эверсман Эдуард Александрович, побывавший в Башкирии в середине 19 века, в своих записях написал об охоте башкир на волков: «Башкирцы, как народ праздный, охотятся за волками зимою особенным образом. Охотники садятся на лошадей, следят волка по снегу, в продолжение нескольких дней гоняются за ним и наконец заганивают его до смерти. Когда стемнеет, они ночуют в ближайшей деревне и утром, опять уследив волка, продолжают охоту. Шкуру они продают рубля за три серебром, и вырученное делят между собою, строго наблюдая, чтоб никто не был обижен...»

Социологический аспект

Деревни Бурзян-Елга и Ишберда расположены в глубине лесов. Дикие звери часто нападают на домашний скот. Чтобы защищаться от них, местные охотники используют древний метод охоты на волков.

Лингвистический аспект

Бүре, ат, суҡмар, һунар, һуйыл, ҡапҡан.

Сведения о действиях над ОНКН

Тип действия: Сохранение

Наименование действия: Сохранение и передача Исполнитель: Носители традиций

Метод действия: 

Своими умениями делятся старшее поколение, передавая младшим.

Место фиксации ОНКН

Современное бытование

Российская Федерация, Республика Башкортостан

Историческое бытование

Баймакский район Республики Башкортостан

Техники и технологии

При обнаружении следов волка в окрестностях или при нападении на домашний скот, охотники выдвигаются в лес и берут след. По рыхлому снегу волк не может долго бежать, уставший зверь обычно выходит на лесную тропинку и там нагоняют его. Пользуясь этим охотник битой накидывает петлю на задние ноги, другим концом привязывает к лошади. Если волк накидывается на охотника, то используют дубину и бьют волку по морде. Затем привозят зверя домой и держат на цепи во дворе несколько месяцев и отпускают на волю.

Источники сведений

  1. Илембетова А.Ф., Илимбетов Ф.Ф. “Культ животных в мифоритуальной традиции башкир”. 2 изд., исп. и доп. – Уфа, АН РБ, Гилем, 2012.
  2. Лепёхин И. И. Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепёхина по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 году. Часть 1. — СПб., 1771.
  3. Эверсман Э. А. Естественная история Оренбургского края. Часть II. Естественная история млекопитающих животных Оренбургского края, их образ жизни, способы ловли и отношение к промышленности / Перевод В. И. Даля. — Казань, 1850.
  4. https://kitaplong.ru/wolfhunt_rus
  5. https://nashural.ru/culture/ohota/osobennosti-bashkirskoj-natsionalnoj-ohoty/

Лица, имеющие отношение к ОНКН

ФИО: Лепехин Иван Иванович

Тип ответственности: Исследователь

Место работы/Адрес: русский учёный-энциклопедист, путешественник, естествоиспытатель, лексикограф, академик Императорской академии наук и художеств в Санкт-Петербурге (1771).


ФИО: Давлеткильдин Шакир Насипович

Тип ответственности: Информант

Место жительства: Баймакский район, д. Ишберда Республики Башкортостан.


ФИО: Ульябаев Салимьян Хамитьянович

Тип ответственности: Информант

Место жительства: Баймакский район, д. Бурзян-Елга Республики Башкортостан.

 

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Наименование: Отдел культуры администрации Баймакского района РБ

Тип ответственности: Исследователь

Местонахождение: Республика Башкортостан, город Баймак, пр. Салавата Юлаева, д.36


Наименование: ГБУК РЦНТ РБ «Республиканский центр народного творчества» Подразделение: Отдел нематериального культурного наследия

Тип ответственности: Исследователь

Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2

Этнокультурная принадлежность: башкиры

Категория объекта: Охотничьи промыслы

Анкета утверждена 25.03.2022

Номер объекта: 10-002

Автор-составитель анкеты:

Янузакова Розалия Радиковна – ведущий методист отдела по работе с нематериально-культурным наследием Республиканского центра народного творчества.