Этнокультурная принадлежность: Русские

Категория объекта: Традиционная хозяйственная и бытовая культура

Анкета утверждена 23.09.2020

Номер объекта: 05-005

Автор-составитель анкеты:

Галиева Фарида Габдулхаевна, доктор филологических наук, кандидат исторических наук.

Вышитые ковры занимают важное место в интерьере жилищ русского сельского населения северных и южных районов Башкортостана со второй половины XX в. до сих пор. Их производство получило особую популярность в с. Вознесенка Дуванского района Башкортостана (северо-восток республики), где имеется несколько мастеров. Появление обычая связано с дефицитом и дороговизной фабричных изделий, падением социально-экономического уровня особенно сельского населения, а также сформировавшейся модой на «городскую» культуру. Для основы берется старая плотная ткань, а в качестве ниток – распущенные трикотажные и шерстяные вещи (отслужившие колготки, вязаные свитера, шапки, варежки разных цветов и пр.). Готовые изделия вешаются на стены, кладутся на пол, служат покрывалом.

Описание

Интерьер жилищ русских крестьян традиционно включает разнообразные изделия ручной работы – связанные крючком скатерти, изящные салфетки, теплые половички, вышитые иконы и пр. Наряду с ними, как в северных, так и южных районах республики, эпоха дефицита способствовала развитию практики изготовления ковров путем вышивки. Для основы берется однотонная плотная ткань, например, старое одеяло, а в качестве ниток – распущенные трикотажные, шерстяные, полушерстяные вещи. Старые вещи получают новую жизнь и одухотворяют крестьянский дом.

В д. Молоканово Куюргазинского района (юг республики) изготовление вышитых ковров считается мужским занятием, так как требует усилий при продевании нитей через плотную ткань, в с. Вознесенка Дуванского района (северо-восток республики) – женским. Рисунок исходит из размеров будущего ковра, его палитра определяется набором отслуживших вещей. Мылом, мелом или карандашом делается разметка отдельных симметрично расположенных фигур на поверхности основы, вначале крупных, затем более мелких. По краю выполняется узкая или широкая окантовка и «бордюрный» рисунок. Затем мастер начинает вышивать, стараясь сделать изделие ярким, придерживаясь принципов пропорциональности, симметрии, чередования разных мотивов и цветов.

Рисунок исходит также из традиций русских Башкортостана – выходцев из разных губерний России, а также назначения изделия. В д. Молоканово Куюргазинского района мастер Петр Прохорович Чернов (1928 г.р.), исходя из родины его матери Марии Степановны Черновой (1896–1980), – родом из Курской губернии. При изготовлении ковра для комнаты внучки П.П. Чернов использовал сказочные мотивы (петушок, лошадка). На фоне красных оттенков преобладают светлые тона (желтый, голубой). В селе П.П. Чернов известен также как искусный плотник и новатор в ремесле.

Село Вознесенка Дуванского района основали «кунгуряки» – выходцы из Кунгурского уезда Пермской губернии. Галина Павловна Михайлова (1939 г.р.) для ковров использует черную основу, порой сшивая несколько полос. Затем вышивает ромбы, стилизованные цветы, стебли и листья растений. Использует красный, зеленый, голубой, желтый цвета. Она – также искусная песенница, знающая даже исторические песни, например, про Чуркина-атамана времен Ивана Грозного.

Готовые изделия вешаются на стены, кладутся на пол, служат покрывалом. Помимо Г.П. Михайловой, в с. Вознесенка Дуванского района их делают более молодые мастерицы –Любовь Александрова и Анна Гаврилова.

Сведения об особенностях

Исключительность/Ценность

Изготовление вышитых ковров свидетельствует о появлении новых форм народного творчества в связи с изменением социально-экономического ситуации в стране и республике, и их развитии вплоть до наших дней.

Способы передачи традиции

Передается из поколения в поколение.

Форма бытования

Аутентичная

Этнологический аспект

Башкирский край стал родиной для русских переселенцев из многих губерний России – Пермской, Владимирской, Вятской, Тамбовской, Орловской, Воронежской, Рязанской, Нижегородской, Пензенской, Курской, Тульской и других – носителей разных этнокультурных диалектов и традиций. Лишь в Уфимском уезде жили выходцы более чем из 30 губерний. Это обусловило изначальное функционирование многих этнокультурных диалектов русского населения, а впоследствии – их взаимодействие и выработку общего континуума.

Своеобразие с. Вознесенка Дуванского района заключается в том, что оно находится в окружении других русских селений: Дуван, Месягутово, Метели, Вознесенка, Тастуба, Ярославка, Сальёвка, Чертан и др., основанных преимущественно выходцами из Кунгурского уезда Пермской губернии. После освоения башкирских земель они поддерживали торгово-экономические и культурные контакты с прежней родиной, чему способствовала географическая близость, оттуда принимали новых переселенцев, получали этнокультурную подпитку. Иноэтничные поселенцы ассимилировались в русской среде. Сохранению локальных особенностей способствовала также удаленность от городов и природно-географическое своеобразие (горнолесной район). До сих пор в селе сохраняются традиционные календарные обряды и праздники, а также фольклор.

Исторический аспект

Первые русские переселенцы – стрельцы, казаки, дворяне – появились в Башкирии с основанием Уфы во второй половине XVI в. На рубеже XVII–XVIII столетий в крае наблюдался приток старообрядцев; они основали целый ряд селений, в том числе с. Вознесенка Дуванского района Башкортостана. Массовое переселение русского крестьянского населения на территорию Южного Урала началось в 30-е – 40-е гг. XVIII в. из северных и поволжских, позднее – центральных и южных губерний России и Сибири. Их занятиями были земледелие, скотоводство, кустарные промыслы, в лесных районах – выделка мочала, изготовление рогож, плетение кулей. Горнозаводское население, сформировавшееся в регионе в XVIII в., совмещало работу на заводах с традиционными видами деятельности.

Село Вознесенка возникло в 1897 г. как выселок разросшегося села Тастуба. Первоначально называлось п. Мусихинский по имени первых переселенцев и насчитывало 109 дворов. В 1906 г. в Вознесенке и Тастубе (между ними расстояние 500 м) было зафиксировано 2 церкви, 3 церковно-приходские школы, 2-классная министерская школа, земская школа, земская больница, поташный завод, канатное и мыловаренное заведения, 9 водяных мельниц, мануфактурные, бакалейные и галантерейные лавки, хлебозапасный магазин; проводились ярмарки; среди занятий отмечен кустарный промысел. Постепенно происходил отказ от староверческих традиций в пользу православных.

Социологический аспект

В 1870 г. в Уфимской губернии насчитывалось 895 русских селений, в том числе 39 русско-башкирских, 13 русско-татарских, 13 русско-марийских. В 1926 г. в Башкирской АССР было 4 тыс. однонациональных русских и 300 смешанных селений. Сейчас сложно найти моноэтнические русские селения, большинство стало смешанными и многоконфессиональными. С. Вознесенка Дуванского района – редкий пример почти моноэтничного селения; здесь живет лишь одна татарская семья.

Дуванский район Башкортостана называют «русским», в нем проживает 63,9% русского населения республики. Всего в Башкортостане в 2010 г. русских насчитывалось 1432906 чел. (35,2 % всего населения). Русское население Башкортостана высоко урбанизировано: в городах проживает 83% русских.

Лингвистический аспект

Не уделяя значения функциональному назначению вышитого изделия – для застилания кровати, крепления на стене или для пола – его называют «ковер».

Сведения о действиях над ОНКН

Вышитые ковры по-прежнему активно используются в домашнем интерьере. Есть мастера, их изготавливающие.

Место фиксации ОНКН

Историческое бытование

Село Вознесенка Дуванского района Республики Башкортостан.

Техники и технологии

Проводится по традиции, сложившейся во второй половине XX в.

Источники сведений

1. Галиева Ф.Г. Русское село Вознесенка Дуванского района // Русские Айско-Юрюзаньского междуречья (историко-этнографические очерки): история, антропология, культура. Сб.ст. Уфа, 2011. С. 270-294.

2. Галиева Ф.Г. Русское село Вознесенка Дуванского района Башкортостана. Уфа, 2013. 92 с., ил.

3. Галиева Ф.Г. Русские Башкортостана. Крестьянский быт, календарные обряды и праздники (конец XIX – начало XXI в.). Уфа: Китап, 2014. 286 с.

4. Галиева Ф.Г. Этнографические исследования русского населения Башкортостана. Уфа: Гилем, 2012. 164 с.

5. Русские Башкортостана. История и культура. Сб. научных трудов / В.Н. Самородов, В.С. Горбунов, В.А. Иванов и др.; Отв. за вып. В.Я. Второв; Собор русских Башкортостана; Баш. гос. пед. ун-т. Уфа, 2003. 384 с.

6. Касимовский В. Исторические очерки о Дуване (1868, 1877 гг.). Месягутово, 1991. С. 6; Этнографический очерк села Дувана Уфимской губернии Златоустовского уезда. Составлен Действительным Членом Уфимского Статистического Комитета В. Касимовским // Уфимские губернские ведомости. 1868, 1877.

7. Касимовский В.С. Несколько слов о кунгуряках, живущих в Уфимской губернии // Русские Башкортостана. История и культура. Уфа, 2003. С. 101–108.

8. Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом им промышленном отношениях. Уфа, 1859. 472 с.

9. Кучумов И.В. К проблемам идентичности и межкультурного взаимодействия (на примере русского населения Башкортостана). Уфа, ДизайнПолиграфСервис 2010. 136 с.

10. Здобнова З.П. Атлас русских говоров Башкирии: В 2-х ч./ АН Респ. Башкортостан. Отд-ние соц. и гуманит. наук. 4-е изд. Ч. 1, 2. Уфа: Гилем, 2008. 406 с.

11. Здобнова З.П. Судьба русских переселенческих говоров в Башкирии / БашГУ. Уфа, 2001. 155 с.

Лица, имеющие отношение к ОНКН

Галиева Фарида Габдулхаевна, доктор филологических наук, кандидат исторических наук, исследователь русских Башкортостана.

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Республиканский центр народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан.

Этнокультурная принадлежность: Русские

Категория объекта: Традиционная хозяйственная и бытовая культура

Анкета утверждена 23.09.2020

Номер объекта: 05-005

Автор-составитель анкеты:

Галиева Фарида Габдулхаевна, доктор филологических наук, кандидат исторических наук.