Сэсэны / башкирские сказители
Этнокультурная принадлежность: Башкиры
Категория объекта: Исполнительские школы
Анкета утверждена 26.03.2020
Номер объекта: 04-005
Автор-составитель анкеты:
-
Сулейманов Ахмет Мухематвалиевич (1939-2016), д.ф.н., Почетный академик Академии наук РБ, ученый-фольклорист его труды и рукопись учебного пособия «Сэсэны»;
-
Хуббитдинова Нэркэс Ахметовна, д.ф.н., гл.н.с. ИИЯЛ УФИЦ РАН.
Сэсэны – это башкирские сказители, певцы и импровизаторы, хранители устного народного поэтического творчества – песен, сказок, легенд и преданий, кубаира-эпоса.
Сэсэнов еще по-другому называют йырау, где в основе слова лежит корень слова {йыр} – песня, следовательно, йырсы – певец, йыраусы – сказывающий певец.
В старину творчество сэсэнов имело широкое распространение. Многие народы обозначили слово «сэсэн» по-своему: у башкир – сэсэны, у узбеков и бурят – чечен, у казахов и каракалпаков – шишен, у монгол – сечен или цицен и т.д.
Сэсэны-сказители обладали мудростью, были острословами и находчивыми людьми, дипломатическим подходом и дальновидностью могли избежать кровопролитие и решить проблему словом.
Описание
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Сегодня продолжается дело возрождения и популяризации творчества сэсэнов – сказителей, исполнителей, импровизаторов. Несмотря на то, что в развитой письменности эти талантливые люди начали издавать сборники стихов, кубаиров собственного сочинения, продолжают исполнять их на организуемых поэтических состязаниях «әйтеш». Например, первое такое мероприятие «Әхмәт әйтеше» («Словесное состязание Ахмета») было организовано в декабре 2016 года в г.Уфе, также ежегодно в марте стартует Республиканский онлайн-конкурс сэсэнов. В нем ежегодно принимают участие более 60 сочинителей жанров устного народного творчества.
Ведется работа по популяризации творчества талантов в печатных продукциях. Так, литературное объединение «Дим» Давлекановского района издало уже несколько выпусков альманаха своих членов, благодаря чему стали известны имена таких современных сэсэнов, как Зуларам Тугашева (Снегирева), Танзиля Юсеева, Гульфира Гаскарова, Алия Уразбахтина, Земфира Атангулова, Фанур Низаметдинов, Минзаля Халилова-Баишева, Рамиль Файзуллин из села Куръятмас; Гульшат Саматова из деревни Макяшево, родившаяся в деревне Ново-Мунасипово Бурзянского района Гулуза Арсланова, Фаузия Кутлугильдина из Гафурийского района. Кроме того, М.Халилова-Баишева издала отдельный сборник, куда вошли кубаиры, стихи, насеры и сценарии поэтессы.
Отдельные сборники кубаиров, стихов и баитов местных сэсэнов были изданы также и в других районах и городах. ГУП «Дом печати Белорецка» издало ряд книг местных самодеятельных поэтов, в том числе Манзуры Абдуллиной-Горбачевой из деревни Бриштамак Белорецкого района, Заки Сулейманова; Республиканский центр народного творчества выпустил сборник кубаиров, баитов и мунажатов Асии Гайнуллиной; уроженец деревни Акдавлетово Зианчуринского района Байгильде Янтурович Янбулатов, живущий ныне в г. Учалы, издал сборник своих стихов и рассказов, литературное объединение «Инзер» издало сборник, состоящий в основном из назидательных стихов на религиозную тему учительницы Розы Юльмухаметовны Габбасовой из деревни Терекле Архангельского района.
Рамазан Утяганов и Азамат Тажетдинов, энтузиасты-фольклористы из Баймакского района, также выпустили свои сборники. Кураист и сэсэн Ильяс Галиахметович Давлетбаев из деревни Ярат, поэт-баитист, самодеятельный художник и учитель Мидхат Асфандиярович Байрамгулов, родившийся в деревне Кусей, на родине Биргали-сэсэна, баитист, учитель Урал Ибрагимович Газин, родившийся в поселке Рудник Гадельша, также хорошо известны фольклористам.
В последние годы стали известны имена таких фольклористов-энтузиастов, как самодеятельный композитор, кубаирист, историк Борис Хайретдинов, родившийся в деревне Иткулово 2-е, и Габдрахим Айсуваков. Валиулла Гумеров родился в деревне Манхар (Бахтегареево), исполняет дастан «Бузйегет», который был записан его дочерью Минлеямал Идрисовой. Кутлуюл Улябаев, родившийся в деревне Абдельнасир Хайбуллинского района, сэсэн-исполнитель кубаира «Идукай и Мурадым», сочиняет мунажаты, баиты, собирает фольклор. В среде фольклористов хорошо известны кураист, певец и кубаирист Мухамет Насиров; сэсэн-кубаирист Урал Мустафин, родившийся в деревне Иткулово 2-е; Хурмат Байегетов, родившийся в деревне Тавлыкаево; баитист, краевед Сафаргали Салихов, родившийся в г. Баймак; Бакмал Абдулова; Асмабика Мырдагильдина; Тансылу Валеева-Карасурина, родившаяся в деревне Саксай; Акрам Каипкулов, родившийся в деревне Иткулово 2-е; баитистка Хашия Баймухаметова из деревни Нижнеяикбаево; Имаметдин Биктимиров, уроженец с.Старо-Сибаево; баитистка и автор песен Галима Ахметова из деревни Ярат; сэсэния-баитистка Алима Ишкильдина из деревни Кусеево, ныне живущая в г.Сибай; сэсэния Минъямал Идрисова из деревни Манхар; сэсэния-кубаиристка Ульмасбика Кадергулова-Гафарова из деревни Тагирово.
Исключительность/Ценность
Творчество башкирских сэсэнов, история зарождения и развития которого уходит вглубь веков, сегодня возрождается и продолжается самодеятельными поэтами и кубаиристами. В их произведениях поднимаются насущные проблемы из жизни и быта народа, выражается отношение к некоторым несправедливым моментам, часто обращаются к богатой истории башкирского народа с тем, чтобы напомнить будущему поколению о прошлом и не дать исчезнуть этносу и этнической культуре в целом, окружающей природе, родной стороне – илю Урал-тау. В этом заключается уникальность и значимость такого культурного явления, как творчество башкирских сэсэнов, хранителей эпического наследия народа, его истории, нравственно-этических устоев, мировоззрения.
Способы передачи традиции
Сегодня в Республике Башкортостан используют несколько способов и форм передач традиции творчества сэсэнов:
1. При БГПУ им. М. Акмуллы сэсэном и ученым Розалией Султангареевой организована и успешно действует «Школа юного сэсэна» для студентов и учащихся школ;
2. АНО «Центр сэсэнов Республики Башкортостан» был создан в 2014 году приказом Министерства культуры Республики Башкортостан по поручению Главы Республики Башкортостан при Республиканском центре народного творчества;
3. Раз в два года в Уфе проводится Всерссийский фестиваль сэсэнов;
4. Традиционным становится Республиканский онлайн конкурс-состязание в искусстве слова – «әйтеш»;
5. Сэсэны современного времени издают свои сочинения в виде сборников, печатаются на страницах республиканских газет и журналов, в соцсети ВКонтакте;
6. Ежегодно, вот уже 20 с лишним лет, Министерством образования РБ проводится Республиканский конкурс юных исполнителей и сказителей эпоса «Урал-батыр».
Форма бытования
Сегодня творчество сэсэнов бытует в смешанной форме (аутентичной и сценической форме, ориентированной на аутентику, сценической форме, ориентированной на авторское развитие).
Этнологический аспект
Творчество сэсэнов сегодня наиболее связано с сохранением родного башкирского языка, культурных, духовных ценностей, заключающихся в выражении как внутреннего, так и внешнего составляющего, когда сказители или исполнители пропагандируют национальную одежду, чаще реконструированную в соответствии со своим родом, местом проживания, при этом исполняя свои кубаиры хвалебного или нравоучительного характера. Сэсэны передают свою этническую культурную традицию.
Исторический аспект
Творчество сэсэнов заметно актуализируется в самые важные, судьбоносные моменты в жизни народа, страны, когда нависает некая угроза, опасность над этнической общественно-культурной жизнью. Например, сегодня в век глобализации в особенности актуализируется опасность стирания межэтнических граней, когда появляется угроза обезличивания этнических составляющих и т.д. В этом смысле древние традиции творчества сэсэнов становятся важным рупором в сохранении родного башкирского языка, фольклорно-этнографических своеобразий и традиций. Современные мастера слова остаются верными заложенным традициям своих далеких предшественников, идее духовной, культурно-просветительской поддержки молодого поколения, будущего своего народа.
Социологический аспект
В последние двадцать лет искусство сэсэнов, в частности, кубаиротворчество переживает новый подъем. На это повлияли переломные моменты современной истории, новый подъем общественного движения на стыке двух веков, двух тысячелетий. В этот период особенно активно выступает перед аудиторией со своими кубаирами на насущные проблемы современности доктор филологических наук, профессор Розалия Асфандияровна Султангареева, фольклорист из ИИЯЛ УНЦ РАН (Уфа). Ее кубаирам характерны мотивы призыва к активным действиям за суверенитет республики, за сохранение завоеванного. Она предостерегает башкир от повторения истории, когда торжествовали Апкалай и Тафтиляу (Тевкелев), первый из которых символизирует собой предателя интересов своего народа, второй – кровожадность врагов свободы. Поэтому нельзя довольствоваться достигнутыми, восхвалением славных дел своих предков, в то же время нельзя самим себя унижать, считая себя обреченной нацией. Р. Султангареева в кубаире «Эй, башкорт мой, будь бдительным!» призывает к бдительности, готовности встать на защиту достигнутых успехов, к трезвости ума.
Подобные мысли звучат также в ряде других кубаиров Розалии-сэсэнии. Ее кубаиры откликаются на любые события, имеющие судьбоносное значение для народа республики и страны. Таковы ее кубаиры «Что переживает башкирская земля?», «Эй, святая земля, святая земля!», «Сила рода — сила народа». В ряде кубаиров Розалии Султангареевой прославляются славные личности башкирского народа, предводители восстаний, борцы за образование первой республики в составе Советской России, за ее суверенитет и т. д. Некоторым из них — великому поэту-просветителю Акмулле, сэсэну-кураисту Ишмулле Дильмухаметову, видному тюркологу, профессору Джалилю Киекбаеву она посвятила по кубаиру. В кубаире «Акмулле», например, обращаясь к духу сэсэна, говорит, что среди башкир немало тех, кто прислушивается к его призыву «Башкиры мои, надо учиться!».
Своеобразная школа кубаиротворчества сложилась в городе Сибай как результат упорного труда сэсэнии Асии Султановны Гайнуллиной, продолжающей сказительскую традицию башкир рода Усерган, живущих в бассейне реки Сакмар в деревнях Абишево, Назаргулово, Акъюл, Акхыйыр, Акназар Хайбуллинского района. По сравнению с кубаирами Розалии Султангареевой, каждый из которых в тематическом плане перекликается друг с другом, характеризуется объемностью, зачастую композиционной аморфностью, кубаиры Асии-сэсэнии отличаются композиционной и тематической стройностью. Она не старается в рамках одного кубаира говорить обо всем происходящем вокруг. Ряд ее кубаиров носит характер одических посвящений. Таковы кубаиры «Буранбай», «Кубаир Салавату», «Шежере-байраму», а также адресованные матери («Посвящаю маме моей — Байгильдиной Алсу»), Розалии Султангареевой («Она есть дочь народа»).
Общим для кубаиров Р.Султангареевой и А.Гайнуллиной является наличие в них определенной мелодики. Их кубаиры отличаются также своей публицистичностью, иногда напоминающей поэтический репортаж, а также одичностью и назидательностью, отсутствием эпического начала. Видимо, это связано с характером нового времени. А это было время так называемой «перестройки», «парада суверинететов», реформ, которым были присущи быстротечность, стремительность и… неопределенность. Зато кубаиры, созданные ими, в частности Р.А. Султангареевой, в последние годы, отличаются от предыдущих присутствием афоризмов, как традиционных народных, так и авторских, расширением тематики и разнообразием поднятых проблем, а также углублением идейного содержания.
Дело, начатое Р.А.Султангареевой и А.С.Гайнуллиной по возрождению кубаира, нашло поддержку общественности и своих последователей, что особенно ярко проявлялось во время фольклорных праздников, конкурсов по исполнению народных песен «Мелодии Ирандека» («Ирәндек моңдары»), «Протяжная песня» («Оҙон-көй»), «Салауат йыйыны», Международного конкурса сэсэнов-исполнителей эпоса «Урал-батыр», проводимого под эгидой ТЮРКСОЙ (2003), Всероссийского фестиваля сэсэнов (2006) и ежегодных конкурсов юных сэсэнов — исполнителей этого же кубаира, начиная с 2000 г.
Лингвистический аспект
Сэсэны, конечно же, исполняют свои произведения на своем родном башкирском языке, что на ментальном уровне более понятно и воспринимаемо национальной аудиторией. Родной язык для сэсэнов – это главный и значимый инструмент и способ выражения своей поэзии.
Сведения о действиях над ОНКН
Сегодня ведутся активные работы по сохранению искусства сэсэнов через его популяризацию в средствах массовой информации (в 1990-2000 гг. на Башкирском телевидении транслировалась передача «Сэсэн» (вед.: д.ф.н., профессор А.М. Сулейманов), радио «Ашкадар», где рассказывалось о жизни и творчестве башкирских сэсэнов и т.д.), сэсэны сами издают сборники своих кубаиров, баитов, стихов на злободневные темы, проводится Республиканский конкурс в социальных сетях «Әйтеш». К участию в конкурсе приглашаются сказители-исполнители героических эпосов и сочинители других жанров устного народного творчества (эпос, кубаиры, иртяки, баиты, песни и др.).
Все эти мероприятия пробуждают в народе интерес и искусство сэсэнов получает все большее развитие, сохраняя традиционные черты и приобщаясь новым веянием времени, когда кубаиры начинают исполняться под современную музыкальную аранжировку (этногруппы «Караван-сарай», «Аргымак», «Ятаган» и т.д.).
Манера исполнения у сэсэнов различная: во время айтыша – словесного состязания на смекалку и находчивость – сэсэны импровизируют, при этом либо просто поэтизируют свои мысли либо в форме такмака – частушек, либо в виде кубаира или короткой песни. Некоторые перемеживают свое исполнение игрою на курае, кубызе или на думбре. Это искусство своими корнями восходит в глубь веков. Например, по словам М.А.Бурангулова, у Габит-сэсэна Аргынбаева была своя манера исполнения эпических кубаиров. Исполняя кубаиры «Урал-батыр», «Идель и Яик», «Акбузат», «Кусяк-бий», «Батырша», «Карасакал», а также не дошедшие до нас «Хары-мулла», «Тамъян», «Салават» (возможно, кубаир «Юлай и Салават»), «…он забывался, если речь идет о смешных местах — смеялся, там, где нужно плакать — плакал, некоторое время возбуждался, временами останавливался. Выпивал холодную воду, успокаивался и сидел молча. А потом брался за курай и на нем играл свои любимые мелодии, после чего спрашивал у слушателей: «Еще какую вам сыграть мелодию?» Только тогда можно было узнать, что сердце его успокоилось.
Айтыши, например, могут строиться на загадках. Один задает загадку, другой находчиво должен ответить. Это, своего рода, продолжение былых традиций. Например, об особенностях искусства барын-табынского Махмута М.А.Бурангулов писал так: «Махмут был острый на язык, мастером игры на курае и рассказывать сказки», на состязаниях сэсэнов выступал с кубаиром-загадкой, которую никто не умел отгадывать. Тогда он сам озвучивал ответы. Но, прежде всего, брал в руки курай и на нем играл короткую мелодию».
АНО по развитию фольклора «Центр сэсэнов Республики Башкортостан», нацеленный на определение современного состояния сказительства и пропаганду сказительских традиций был создан в 2014 году приказом Министерства культуры Республики Башкортостан по поручению Главы Республики Башкортостан при Республиканском центре народного творчества.
При содействии Центра сэсэнов в республике созданы школы сэсэнов, направленные на сохранение и развитие башкирского народного творчества среди подрастающего поколения. Так, на сегодняшний день успешно функционируют Школа сэсэнов при БГПУ им. М. Акмуллы, Школы сэсэнов «Урал батыр» Сибайского колледжа искусств, Альшеевского, Бурзянского, Хайбуллинского, Гафурийского, Салаватского районов.
Центр ведет работу по проведению фольклорных праздников, всероссийских и республиканских конкурсов. Это Всероссийский фестиваль сказителей (сэсэнов), Республиканский конкурс сэсэнов на приз им.Айдара Баика, Фольклорный праздник «Салауат йыйыны», Республиканский фестиваль этногрупп «Йор узян», Конкурс башкирского этнического творчества «Ҡыҙыл йәйләүе», Фольклорный праздник «Акмулла нэсихэттэре» в рамках международных Дней Акмуллы и др.
Сэсэны республики являются не только участниками, но и победителями международных, российских, республиканских конкурсов, праздников и фестивалей. Так, в 2016 году заслуженный работник культуры Республики Башкортостан, импровизатор и мастер горлового пения Ильгам Байбулдин стал обладателем Гран-при Всероссийского фестиваля сэсэнов (сказителей), лауреатом Всероссийского конкурса исполнителей поющегося эпоса в Карелии, а в 2019 году лауреатом II степени Международного фестиваля искусства бахши в Узбекистане.
В 2017 году руководитель школы сэсэнов (сказителей) «Урал батыр» при Сибайском колледже искусств Асия Гайнуллина удостоилась премии правительства РФ «Душа России» в номинации «Традиционная народная культура».
Впервые в 2018 году по приказу Министерства культуры Республики Башкортостан 12 сказителей и 5 коллективов по сказительскому искусству республики (студия сэсэнов факультета башкирской филологии БГПУ им. М.Акмуллы, школа сэсэнов «Урал батыр» при Сибайском колледже искусств, школа сэсэнов им. Ахмета Сулейманова Бурзянского района, школа сэсэнов «Эйлелэр» Салаватского района, школа сэсэнов Хайбуллинского района) получили звание «народный».
Кроме того, одним из важнейших направлений центра является проведение семинаров-практикумов по сказительскому искусству и импровизации, мастер-классов по обучению рассказывания эпоса «Урал-батыр», традиционным играм (лук, ашык), по играм на музыкальных инструментах (кыл-кубыз, думбыра, курай), по обучению горловому пению и импровизации, по презентации эпоса «Урал-батыр» в Оренбургской, Челябинской областях и в г.Москве.
Место фиксации ОНКН
Современное бытование
Историческое бытование
Техники и технологии
Музыкальные инструменты – кубаир, кубыз, думбра – используются в ходе исполнения кубаира или песни, либо как сопровождение, либо для настроя себя на исполнение, усиления эффекта воздействия на слушателя, либо для обдумывания сюжетики произведения, концентрации мыслей и т.д. Также некоторые более искусные сэсэны также владеют искусством горлового пения – узляу, что способствует углублению исполнения, как по форме, так и по содержанию.
Источники сведений
Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН, ГКУ Национальный архив РБ, ГБУК Национальная библиотека им. А.-З. Валиди Республики Башкортостан, фонд ГТРК «Башкортостан».
Литература по теме творчества сэсэнов.
1. Абдуллина-Горбачева Манзура. Дочь гор / ред. Расих Лукманов. – Белорецк, 2002. – 113 с. (на башкирск. яз.).
2. Акмулла. Стихи / сост., авт. предисл. и коммент. А.Х. Вильданов . – Уфа: Башкнигоиздат, 1981. – 224 с. (на башкирск. яз.).
3. Алтайские героические сказания / сказитель А.Калкин; пер. с алтайского А. Плитченко. – М.: Современник, 1983. – 288 с.
4. Аминев Шафик-Тамьяни. Приходят молодые в мир: стихи / предисл. и ред. Рахимы Мусиной; отв. за вып. Самат Файзуллин. – Аскарово, 2008. – 58 с. (на башкирск. яз.).
5. Антология башкиской поэзии / сост. Р.Т. Бикбаев (гл. ред.), Г.Б. Хусаинов, М.Х. Надергулов, И.Л. Кинъябулатов, Ф.С. Ахметова. – Уфа: Китап, 2001. – 816 с. (на башкирск. яз.).
5а. Ахмадеев Вафа. Текут подобно рекам времена. – Уфа: Китап, 2007. – 197 с. (на башкирск. яз.).
6. Ахметзаки Валиди. История башкир / пер. Амира Юлдашбаева. – Уфа: Китап, 2005. – 309 с. (на башкирск. яз.).
7. Бабич Шаихзада. Стихи, поэмы, эпиграммы / сост., авт. предисл, коммент. Р.Т. Бикбаев. – Уфа: Китап, 1985. – 400 с. (на башкирск. яз.).
8. Байрамгулов М.А. Родина моя – золотая колыбель / предисл. Асылгужи Багуманова. – Уфа: Изд-во “Здравоохр. Башкортостана”, 2006. – 96 с.
10. Башкирия в русской литературе / сост., авт. предисл, библ. справок, комментариев М.Г. Рахимкулов. – Уфа: Башкнигоиздат, 1989. – Т.1. – С. 335 – 463.
11. Башкирия в русской литературе / сост., авт. предисл, библ. справок, комментариев М.Г. Рахимкулов. – Уфа: Башкнигоиздат, 1990. – Т.2. – 432 с.
12. Башкирские родословные / сост., предисл., пояснен. и указатели Р.М. Булгакова и М.Х. Надергулова. – Уфа: Китап, 2002. – Вып. 1. – 480 с.
13. Башкирский народный эпос / сост. А.С. Мирбадалова, М.М. Сагитов, А.И. Харисов; авт. коммент. М.М. Сагитов, А.И. Харисов; пер. И.В. Кидайш-Покровский, А.С. Мирбадалова и А.И. Хакимов. – М.: Наука, 1977. – 520 с.
14. Башкирсое народное творчество / сост., ред., предисл., коммент. А.И. Харисова. – Уфа: Башкнигоиздат, 1954. – Т. 1. – 304 с. (на башкирск. яз.).
15. Башкирсое народное творчество / сост., ред., предисл., коммент. А.И. Харисова. – Уфа: Башкнигоиздат, 1959. – Т. 2. – 283 с.
16. Башкирское народное творчество / сост., авт. предисл., комментариев и глоссария Н.Т. Зарипов; отв. ред. Г.Б. Хусаинов. – Уфа: Башкнигоиздат, 1981. – Эпос. Кн. 3. – 342 с.
17. Башкирское народное творчество: сказки, предания, устные рассказы, творчество сэсэнов / выявление и отбор текстов, сост., предисл., коммент. глоссарий Н.Т. Зарипова и А.М. Сулейманова; отв. ред. Г.Б. Хусаинов. – Уфа: Китап, 1982. – 424 с.
18. Башкирское народное творчество: кулямасы / выявление и отбор текстов, сост., предисл., коммент. А.М. Сулейманова; отв. ред. Н.Т. Зарипов. – Уфа: Башкнигоиздат, 1985. –382 с. (на башкирск. яз.).
19. Башкирское народное творчество / выявление и отбор текстов, сост., предисл., коммент А.М. Сулейманова; коммент. Л.Г. Барага и А.М. Сулейманова; отв. ред. Л.Г. Бараг. – Уфа: Башкнигоиздат, 1992. – Т. 6: Шуточные сказки и кулямасы. – 464 с.
20. Башкирское народное творчество / сост., предисл., коммент, глоссарий и указатель мотивов Ф.А. Надршина; отв. ред. А.Н. Киреев (Кирей Мэргэн), А.М. Сулейманов. – Уфа: Китап, 1997. – Т. 2: Предания и легенды. – 440 с. (на башкирск. яз.).
21. Башкирское народное творчество / сост. А.М. Сулейманов; предисл. М.М. Сагитова; послесл. А.М. Сулейманова и Р.Ф. Ражапова; коммент. и глоссарий М.М. Сагитова и А.М. Сулейманова; отв. ред. Н.Т. Зариппов. – Уфа: Китап, 1998. – Т. 3: Эпос. – 448 с. (на башкирск. яз.).
22. Башкирское народное творчество / подбор матер., сост., коммент. М.М. Сагитова и Б.С. Баимова; авт. вст. ст. М.М. Сагитов, Б.С. Баимов, С.А. Галин; отв. ред. А.И. Харисов, С.А. Галин. – Уфа: Китап, 1999. – Т. 4: Эпос. – 440 с. (на башкирск. яз.).
23. Башкирское народное творчество / сост., авт. предисл., коммент. и глоссария Н.Т. Зарипов; отв. ред. Р.Г.Кузеев. – Уфа: Башкнигоиздат, 1999. – Т. 10: исторический эпос. – 392 с.
24. Башкирское народное творчество / выявление и отбор текстов, сост., предисл., коммент. и словарь Н.Т. Зарипова; отв. ред. З.Г. Ураксин. – Уфа: Китап, 2000. – Т. 5: Историчекские кубаиры, хикаяты (иртеки). – 392 с. (на башкирск. яз.).
25. Башкирское народное творчество / сост. Н.Т. Зарипов, А.М. Сулейманов, Г.Б. Хусаинов, З.Я. Шарипова; предисл. Н.Т. Зарипова; коммент. и глоссарий Н.Т. Зарипова, А.М. Сулейманова, Г.Б. Хусаинова, З.Я. Шариповой; отв. ред. Г.Б. Хусаинов. – Уфа: Китап, 2002. – Т. 6: эпос: киссы и дастаны. – 552 с.
26. Башкирское народное творчество / сост. А.М. Сулейманов, Г.Б. Хусаинов, М.Х. Надергулов; предисл. А.М. Сулейманова, Г.Б. Хусаинова, М.Х. Надергулова; послесл. А.М. Сулейманова, Г.Б. Хусаинова, М.Х. Надергулова, Ф. Сибагатова; коммент., глоссарий Г.Б. Хусаинова, А.М. Сулейманова, М.Х. Надергулова; отв. ред. А.М. Сулейманов. – Уфа: Китап, 2004. – Т. 7: письменные киссы и дастаны. – 624 с.
27. Башкирское народное творчество / выявление и отбор текстов, сост., предисл., коммент. и словарь А.М. Сулейманова; отв. ред. Р.Т. Бикбаев. – Уфа: Китап, 2006. – Т. 8: Эпос: иртеки и эпич. кубаиры. – 492 с. (на башкирск. яз.).
28. Башкирское народное творчество / выявление и отбор текстов, сост., предисл.и словарь А.М. Сулейманова; коммент. Л.Г. Барага и А.М. Сулейманова; отв. ред. С.А. Галин. – Уфа: Китап, 2008. – Т. 11: новеллистические сказки. – 568 с. (на башкирск. яз.).
29. Башкирское народное творчество / выявление и отбор текстов, сост., предисл., коммент., глоссарий Р.А. Султангареевой и А.М. Сулейманова; отв. ред. Н.Т. Зарипов, Р.М. Юсупов. – Уфа: Китап, 2010. – Т. 12: Обрядовый фольклор. – 592 с.
30. Башкирские шежере / сост., перевод текстов, введение и коммент. Раиля Кузеева. – Уфа: Башкнигоиздат, 1960. –304 с.
31. Беляев Т.С. Куз-Курпяч, башкирская повесть, писанная на башкирском языке одним курайчем и переведенная на российский в долинах гор Рифейских, 1809 года // Башкирия в русской литературе / Сост., авт. предисл, библ. справок, комментариев М.Г. Рахимкулов. – Уфа: Башкнигоиздат, 1989. – Т.1. – С. 247 – 313.
32. Бердибаев Р., Ибраев Ш., Каскабасов С. и др. История казахской фольклористики. – Алма-Аты: Гылым, 1988. – 432 с. (на казахск. яз.).
32а. Булякова Г.М., Аминева З.Р. Кто скажет, что они не сэсэны..: Школа сэсэнства юго-восточного региона Башкортостана на современном этапе. – Уфа: Гилем, 2012. – 212 с.
33. Бурангулов М.А. Завещание сэсэна / сост., авт. вст. ст., отв. ред. Бурзян Баимов. – Уфа: Китап, 1995. – 352 б. (на башкирск. яз.).
34. Вахитова Урания, Урания Светлана. Времена года / сост., предисл. и ред.
Мавлита Ямалетдинова. – Учалы, 2005. – 36 с. (на башкирск. яз.).
35. Волны Демы: поэтический сборник. – Давлеканово, 2006. – 178 с. (на башкирск. яз.).
36. Воспоминания о Шаихзаде Бабиче / сост., авт. предисл., коммент. Р.Т. Бикбаев. – Уфа: Китап, 1994. – 368 с. (на башкирск. яз.).
37. Вы просите сказать – скажу / сост., предисл. Я.Б. Мухамедьянова. – Баймак, 2003. – 28 с. (на башкирск. яз.).
38. Габбасова Роза . Здравствуйте: сборник стихотворений. – Уфа: БГУ, 2006. – 61 с. (на башкирск. яз.).
39. Гайнуллина Асия. Накосник на ладони / сост. Гульгина Баймурзина; предисл. Нафисы Тулыбаевой; ред. Нафиля Хужина; муз. ред. Азат Сальманов; отв. за вып. З.Р. Шаяхметов. – Уфа: РЦНТ, 2007. – 84 с. (на башкирск. яз.).
40. Гафури Мажит. Заятуляк и Хыухылу // Его же. Произведения. – Уфа: Башкнигоиздат, 1953. – Т. 2. – С. 162 – 164 (на башкирск. яз.).
41. Даль В.И. Башкирская русалка // Башкирия в русской литературе / Сост., авт. предисл, библ. справок, комментариев М.Г. Рахимкулов. – Уфа: Башкнигоиздат, 1989. – Т.1. – С. 172 - 188.
42. Диаров К.М. Мелодии седого Урала: башкирские народные песни и песни-предания из репертуара кураиста Карима Диярова. – Уфа: Башкнигоиздат, 1988. – 152 с. (на башкирск. яз.).
43. Дневные записи путешествия доктора … Ивана Лепехина / сост Э.В. Миграновой. – Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2007. – 72 с.
44. Зарипов Н.Т. Взгляд на башкирский народный эпос // Башкирское народное творчество / сост., авт. предисл., коммент. и глоссария Н.Т. Зарипов; отв. ред. Г.Б. Хусаинов. – Уфа: Башкнигоиздат, 1981. – Эпос. Кн. 3. – С. 6 – 38.
45. Зарипов Н.Т. Исторические сказания / Издание подготовил проф. А.М. Сулейманов. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2005. – 66 с.
46. Иванов В.А. Путь Ахмеда ибн-Фадлана. – Уфа: Китап, 2010. – 64 с.
47. Игнатьев Р.Г. Карасакал – льже-хан Башкирии: эпизод из истории Оренбургского края XVIII в. – Оренбург, 1880. – 64 с.
48. Игнатьев Р.Г. О Хары Сахибе, сыне Абдрахмана // Записки Оренбургского отд. Императорского русского геграфического общества. – Оренбург, 1858. – Вып. 3. – С. 207 – 211
49. Идельбаев М.Х. Завещание из древности. – Уфа: Китап, 2007. – 334 с. (на башкирск. яз.).
50. Карим М.С. Башкирское тавро / Его же. Притча о трех братьях: О себе, не только о себе… Идущие впереди. Соседи по огню. Беседы. Шестое чувство творца. Думы о Родине. – М.: Современник, 1988. – 367 с.
51. Киреев А.Н. (Кирей Мэргэн). Башкирский народный эпос. – Уфа: Башкнигоиздат, 1961. – 388 с. (на башкирск. яз.).
52. Книга отца нашего Коркута: огузский героический эпос / пер., вст. слово и коммент. Аллы Ахуновой; ред. и авт.предисл. Халык Короглы. – Баку: Язычы, 1989. – 224 с.
53. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа: этнический состав, история расселения. – М.: Наука, 1974. – 572 с.
54. Лебединский Л. Н. Башкирские народные песни и наигрыши. – М.: Музыка, 1965. – 246 с.
54а. Лепехин Иван. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства. Серия “В помощь историку” материалы по этнографии башкир / сост. и авт. вст. ст. к. и. н. Э.В. Мигранова. – Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2007. – 72 с.
55. Мамин-Сибиряк Д.И. Байгуш // Башкирия в русской литературе / сост., авт. предисл, библ. справок, коммент. М.Г. Рахимкулов. – Уфа: Башкнигоиздат, 1990. – Т.2. – 432 с.
56. Мирбадалова А.С. Башкирский народный эпос // Башкирский народный эпос/ сост. А.С. Мирбадалова, М.М. Сагитов, А.И. Харисов; авт. исслед. А.С. Мирбадалова; авт. коммент. А.С. Мирбадалов, М.М. Сагитов; пер. Н.В. Кидайш-Покровской, А.С. Мирбадаловой и А.И. Хакимова; отв. ред. Н.В. Кидайш-Покровская; ред. изд-ва А.А. Янгаева. – М.: Наука, 1977. – С. 8 -51.
57. Мирхайдаров Мугаллям. Воспоминания об Угличе / сост., предисл, ред. Кадим Аралбаев; научн. консульт. А.М. Сулейманов. – Уфа: Информрклама, 2008. – 262 с. (на башкирск. яз.).
58. О Заятуляке и Хыухылу: хикаят бабки Гульбики // Р.З. Шакуров Заветы веков. – Уфа: Китап, 2002. – C. 382 – 386( на башкирск.);
59. Потанин Г.И. Дочь моря в степном эпосе // Этнографическое обозрение. – 1892. – № 1 – 4. – С. 38 – 69.
59а. Пою Уралу хвалу свою / сост. Г.Г Ахметшиной. – Благовар, 2004. – 32 с.
60. Поэтический альманах: созвучие сердец. – Раевка, 2007. – 153 с. (на башкирск. и русском яз.).
61. Сагитов М.М. Древнеие башкирские кубаиры / под ред. проф. Г.Б. Хусаинова. – Уфа: Башкнигоиздат, 1987. – 224 с. (на башкирск. яз.).
62. Сагитов М.М. Мифологические и исторические основы башкирского народного эпоса / сост. Ахмет Сулейманов и Талига Сагитова; послесловие Ахмета Сулейманова; отв. ред. Ахмет Сулейманов.– Уфа: Китап, 2009.– 280 с.
63. Сафина Нурия. Там, где прходит сэсэн, остаются на память его слова / ред. Альниса Алдырханова-Каримова. – Сибай, 2008. -30 с. (на башкирск. яз.).
65. Сулейманов З. Годы, дороги, думы. – Белорецк, 2011. – 216 с. (на башкирск. яз.).
65а. Султангареева Р.А. Кубаиры. – Уфа: Китап, 1996. – 202 с.
66. Султангареева Р.А. Тулгау // Башкирская энциклопедия. – Уфа: БЭ, 2010. – Т. 6. – С. 357.
67. Султанов С. Башкирское предание “Зоя-Туляк и Суссулу” // Самарская газета. – 1902. - № 83. – С. 3 – 4.
68. Стихи Нурмухамета Юмрани // Литература, фольклор, литературное наследие. – Уфа: Изд-во Башгосуниверситета, 1976. – Вып. 2. – С. 199 – 210.
69. Суходольский Л. Легенда о Туляке // Вестник Русского геграфического общества. – 1858. – разд. 24. – № 12. – С. 65 – 70.
72. Уметбаев М.И. Памятки (Йәдкәр): стихи, публицистика, переводы, фольклорные и историко-этнографические записи / текстологич. работы, сост., предисл., коммент. Г.С. Кунафина; отв. ред. Г.Б. Хусаинов. – Уфа: Башгосиздат, 1984. – 288 с. (на башкирск. яз.).
74. Утягулов Рамазан, Тажетдинов Азамат. Путешествие в страну сэсэнов. –Сибай, 2008. – 159 с. (на башкирск. яз.).
75. Халилова М.В. Белый парус: стихи и насеры / предисл. Б.С. Баимова. – Давлеканово, 2001. – 168 с. (на башкирск. яз.).
76.Хусаинов Г.Б. Мухаметсалим Уметбаев: историко-биографическая книга. – Уфа: Башкнигоиздат, 1991. – 288 с. (на башкирск. яз.).
77. Хусаинов Г.Б.Духовный мир башкирского народа. – Уфа: Китап, 2003. – 480 с. (на башкирск. и русском яз.).
79. Хуббитдинова Н.А. Реликвия «курайчи». – Уфа, 2005. – 108 с.
80. Чудо – моя родная земля / сост., предисл., ред. Р.М. Ураксина. – Давлеканово, 2010. - 74 с. (на башкирск. яз.).
80а. Шакуров Р.З. Страна поющих журавлей: статьи и очерки о башкирском фольклоре. Музыкальных инструментах. О народных певицах и музыкантах Башкортостана. – Уфв6 Китап, 1996. – 416 с. (на башкирск. яз.).
81. Шахаргази-сэсэн/сост., предисл., коммент., пер. с арабской графики на башкирск. Азамата Тажетдинова; ред. Кадим Аралбаев; отв. за выпуск Фаиль Тикеев. – Уфа: Гилем,2005. – 180 с. (на башкирск. яз.).
82 Юматов В.С. Древние предания у башкирцев Чубиминской волости // Башкирия в русской литературе / сост., авт. предисл, библ. справок, коммент. М.Г. Рахимкулов. – Уфа: Башкнигоиздат, 1990. – Т. 1. – С. 402 – 406.
83. Юматов В.С. Древеие предания у башкирцев Чубиминской волости // А.М. Сулейманов, Н.А. Хуббитдинова. Фольклор минцев-соплеменников Акмуллы. – Уфа: Аэрокосмос и ноосфера, 1908. – Т.2. – С. 256 - 261.
84. Юматов В.С. Древние предания у Башкирцев Чубиминской волости// Башкирия в русской литературе/ Сост., автор предисл., коммент. М.Г. Рахимкулов. – Уфа: Башкнигоиздат, 1989. – Т.1. – 512 с.
85. Янбулатов Байгильде. Душа беспредельна. – Учалы, 2007. – 89 с. (на башкирск. яз.).
1 По А.М. Сулейманову.
Лица, имеющие отношение к ОНКН
1. Сулейманов Ахмет Мухематвалиевич (1939-2016), д.ф.н., Почетный академик Академии наук РБ, ученый-фольклорист его труды и рукопись учебного пособия «Сэсэны»;
2. Бурангулов Мухаметша Абдрахманович (1888-1966), поэт, драматург, фольклорист, классик башкирской литературы, народный сэсэн Башкортостана (1944), член Союза писателей (СП) СССР (1940)
Организации, имеющие отношение к ОНКН
Наименование: ГБУК РЦНТ РБ «Республиканский центр народного творчества» Подразделение: Отдел нематериального культурного наследия
Тип ответственности: Исследователь
Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З.Биишевой, 17/2
Сэсэны / башкирские сказители
Этнокультурная принадлежность: Башкиры
Категория объекта: Исполнительские школы
Анкета утверждена 26.03.2020
Номер объекта: 04-005
Автор-составитель анкеты: