Кандидат на добавление в реестр ОНКН РБ

1. ОСНОВНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ ОНН

Чувашский обряд «Моление о дожде»

2. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА

Краткое описание ОНН

Традиционный обрядовый календарь чувашского населения, связанный с проведением основных сельскохозяйственных работ. Чуваши смогли сохранить наиболее традиционные (иногда даже архаичные) пласты как в общинном, так и в празднично-обрядовом комплексах.

Синзя – второй по значимости праздник чувашей – отдохновение земли от конца пашни и до покоса. «Земля в это время спит и ее нельзя тревожить». В статье “О религиозной жизни чувашей Оренбургской губернии” за 1890 год приводятся такие моменты из жизни чувашей в период синзя: «Во время праздника Синзи чувашки только доят коров, кормят скот, а все остальное время едят, спят и ничего не делают. Если вы спросите чуваша: «Что ты делаешь?», то он, скорее всего, ответит вам флегматически: «Нишава, клятим; глаз моя есть» (В переводе это значит: «Ничего, гляжу, на то у меня и глаза»).

Развернутое описание ОНН

Чуваши после весенних работ на полях и огородах несколько дней всей деревней отмечали один из самых важных праздников – синзя. Жители поселения ходили по дворам, собирали продукты для совместной трапезы и отправлялись на поляну к реке. У воды совершали обряд заклинания дождя и богатого урожая, и всех присутствующих угощали кашей. Без нее не обходятся ни одни моления. После трапезы кидали деревянные ложки в реку, брызгались водой. Молодежь с полными ведрами отправлялась в село, обливая всех встречных. Продолжалось это до вечера. Считалось, что это может способствовать появлению дождя.

Существовала еще одна традиция: на кусок хлеба с маслом ставили птенчика воробья, и пускали его по реке. Посланная птичка была жертвоприношением воде.

Синзя продолжается недели три или, лучше сказать, все время, пока цветет хлеб.

Этнографический аспект

Май – радость, июнь – счастье, - так говорили, встречая первый летний месяц.

В старину считалось: когда на дубе последний листочек разворачивается, заканчиваются холода, и начинается теплая пора. А еще приметили: коли на дубу макушка с опушкой, будешь мерить овес кадушкой.

А если подпереть спиной дерево при первых звуках грома, то весь год спина болеть не будет, - уверяли старики.

СВЕДЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОНН

Состояние бытования

Трансформация обрядов происходила в условиях проникновения отдельных элементов культуры соседей, а часто даже целых обрядовых комплексов, в повседневность чувашей. Взаимопроникновение традиционных праздников, обрядов и норм повседневной культуры одинаково активно происходило как у чувашей и татар, проповедовавших ислам, так и у крещеных чувашей и татар. Многие обычаи легко проникали в культуру вместе с православными религиозными обрядами. Тесные межэтнические связи чувашей и татар накладывали значительный отпечаток на особенности традиционной обрядовой культуры чувашей. Сегодня продолжается активное межэтническое взаимодействие чувашей и татар, однако оно протекает в условиях постепенной утраты и трансформации традиционных обрядов.

Способы передачи традиции

Реконструированная форма, возвращенная в традиционную среду бытования.

До 20 века передавался из поколения в поколение естественным путем при бытовании в традиционной среде.

Современное место бытования

Российская Федерация, Республика Башкортостан

Сведения о бытовании

Российская Федерация, Республика Башкортостан

СВЕДЕНИЯ О ДЕЙСТВИИ НАД/С ОНН

Тип действия: Сохранение

Наименование действия: Сохранение и передача обрядов и традиций

Исполнитель: Носители традиций

Метод действия: Мастер-класс, проведение обрядов

ИСТОЧНИКИ СВЕДЕНИЙ ОБ ОНН

В своей работе «Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства» И.И. Лепехин, отмечает, что чуваши особо почитали пятницу и обряды проводили в этот день недели.

Татищев В.Н. Предложение. О сочинении истории и географии российской // В.Н. Татищев и его время, изданное Николом Поповым. М.: Тип. В. Грачева и К0,1861. С. 685.

Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи: в 3 ч. Ч. 1. СПб, 1773.

Участник Академических экспедиций 1768-1774 гг. И.Г. Георги внес заметный вклад в изучение этнографии чувашского народа. Материал, собранный им во время путешествия по Волге и пребывания в Казани, он включил в «Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопримечательностей»6. И.Г. Георга впервые классифицировал отмечаемые чувашами празднества, которые он разделял на «кереметные» (или общие), к которым относил жертвоприношения, и на «семейные», к ним он причислял обряды жизненного цикла — родильные, свадебные и похоронные.

В 1827 г. в журнале «Северный архив» опубликован этнографический очерк о чувашах, написанный в 1783 г. без указания авторства.

Лепехин И.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства // Полное собрание ученых путешествий по России, издаваемое Академией Наук, по предложению ея президента. Т. 3. Спб, 1821. С. 169-180.

Миллер Г.Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков. СПб, 1791.

Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопримечательностей: в 4 ч. СПб., 1779.

Милькович К.С. О чувашах. Этнографический очерк неизвестного автора XVIII столетия/предисл. В.К.Магницкого. Казань, 1888.

Фукс A.A. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань, 1840.

Сбоев В.А. Исследования об инородцах Казанской губернии. Заметки о чувашах. Казань, 1856.

Т. 29 - Ашмарин Н.И. Этнография, фольклор (в том числе татарские тексты). 1897-1922 гг. - 648 с.

СОВРЕМЕННОЕ БЫТОВАНИЕ ОНН

Республика Башкортостан. Исполняется как самодеятельными, так и профессиональными коллективами. В основном исполнители традиционно женщины, девочки, мальчики.

11. ОРГАНИЗАЦИЯ, ИМЕЮЩАЯ ОТНОШЕНИЕ К ОНН

Организации, имеющие отношение к ОНН:

Наименование: ГБУК РЦНТ РБ «Республиканский центр народного творчества» Подразделение: Отдел нематериального культурного наследия

Тип ответственности: Исследователь

Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2

Организации, имеющие отношение к ОНН:

Наименование: ГБУ Дом дружбы народов РБ

Тип ответственности: Исследователь

Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. Ленина, д. 56

https://www.youtube.com/watch?v=n5Og9xmyNsQ&list=PLr9is48FrUhl60jFICtyfkqnrX2_JI66A&index=2

Кандидат на добавление в реестр ОНКН РБ