Моление о дожде / чувашский обряд
Кандидат на добавление в реестр ОНКН РБ
1. ОСНОВНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ ОНН
Чувашский обряд «Моление о дожде»
2. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА
Краткое описание ОНН
Традиционный обрядовый календарь чувашского населения, связанный с проведением основных сельскохозяйственных работ. Чуваши смогли сохранить наиболее традиционные (иногда даже архаичные) пласты как в общинном, так и в празднично-обрядовом комплексах.
Синзя – второй по значимости праздник чувашей – отдохновение земли от конца пашни и до покоса. «Земля в это время спит и ее нельзя тревожить». В статье “О религиозной жизни чувашей Оренбургской губернии” за 1890 год приводятся такие моменты из жизни чувашей в период синзя: «Во время праздника Синзи чувашки только доят коров, кормят скот, а все остальное время едят, спят и ничего не делают. Если вы спросите чуваша: «Что ты делаешь?», то он, скорее всего, ответит вам флегматически: «Нишава, клятим; глаз моя есть» (В переводе это значит: «Ничего, гляжу, на то у меня и глаза»).
Развернутое описание ОНН
Чуваши после весенних работ на полях и огородах несколько дней всей деревней отмечали один из самых важных праздников – синзя. Жители поселения ходили по дворам, собирали продукты для совместной трапезы и отправлялись на поляну к реке. У воды совершали обряд заклинания дождя и богатого урожая, и всех присутствующих угощали кашей. Без нее не обходятся ни одни моления. После трапезы кидали деревянные ложки в реку, брызгались водой. Молодежь с полными ведрами отправлялась в село, обливая всех встречных. Продолжалось это до вечера. Считалось, что это может способствовать появлению дождя.
Существовала еще одна традиция: на кусок хлеба с маслом ставили птенчика воробья, и пускали его по реке. Посланная птичка была жертвоприношением воде.
Синзя продолжается недели три или, лучше сказать, все время, пока цветет хлеб.
Этнографический аспект
Май – радость, июнь – счастье, - так говорили, встречая первый летний месяц.
В старину считалось: когда на дубе последний листочек разворачивается, заканчиваются холода, и начинается теплая пора. А еще приметили: коли на дубу макушка с опушкой, будешь мерить овес кадушкой.
А если подпереть спиной дерево при первых звуках грома, то весь год спина болеть не будет, - уверяли старики.
СВЕДЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОНН
Состояние бытования
Трансформация обрядов происходила в условиях проникновения отдельных элементов культуры соседей, а часто даже целых обрядовых комплексов, в повседневность чувашей. Взаимопроникновение традиционных праздников, обрядов и норм повседневной культуры одинаково активно происходило как у чувашей и татар, проповедовавших ислам, так и у крещеных чувашей и татар. Многие обычаи легко проникали в культуру вместе с православными религиозными обрядами. Тесные межэтнические связи чувашей и татар накладывали значительный отпечаток на особенности традиционной обрядовой культуры чувашей. Сегодня продолжается активное межэтническое взаимодействие чувашей и татар, однако оно протекает в условиях постепенной утраты и трансформации традиционных обрядов.
Способы передачи традиции
Реконструированная форма, возвращенная в традиционную среду бытования.
До 20 века передавался из поколения в поколение естественным путем при бытовании в традиционной среде.
Современное место бытования
Российская Федерация, Республика Башкортостан
Сведения о бытовании
Российская Федерация, Республика Башкортостан
СВЕДЕНИЯ О ДЕЙСТВИИ НАД/С ОНН
Тип действия: Сохранение
Наименование действия: Сохранение и передача обрядов и традиций
Исполнитель: Носители традиций
Метод действия: Мастер-класс, проведение обрядов
ИСТОЧНИКИ СВЕДЕНИЙ ОБ ОНН
В своей работе «Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства» И.И. Лепехин, отмечает, что чуваши особо почитали пятницу и обряды проводили в этот день недели.
Татищев В.Н. Предложение. О сочинении истории и географии российской // В.Н. Татищев и его время, изданное Николом Поповым. М.: Тип. В. Грачева и К0,1861. С. 685.
Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи: в 3 ч. Ч. 1. СПб, 1773.
Участник Академических экспедиций 1768-1774 гг. И.Г. Георги внес заметный вклад в изучение этнографии чувашского народа. Материал, собранный им во время путешествия по Волге и пребывания в Казани, он включил в «Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопримечательностей»6. И.Г. Георга впервые классифицировал отмечаемые чувашами празднества, которые он разделял на «кереметные» (или общие), к которым относил жертвоприношения, и на «семейные», к ним он причислял обряды жизненного цикла — родильные, свадебные и похоронные.
В 1827 г. в журнале «Северный архив» опубликован этнографический очерк о чувашах, написанный в 1783 г. без указания авторства.
Лепехин И.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства // Полное собрание ученых путешествий по России, издаваемое Академией Наук, по предложению ея президента. Т. 3. Спб, 1821. С. 169-180.
Миллер Г.Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков. СПб, 1791.
Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопримечательностей: в 4 ч. СПб., 1779.
Милькович К.С. О чувашах. Этнографический очерк неизвестного автора XVIII столетия/предисл. В.К.Магницкого. Казань, 1888.
Фукс A.A. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань, 1840.
Сбоев В.А. Исследования об инородцах Казанской губернии. Заметки о чувашах. Казань, 1856.
Т. 29 - Ашмарин Н.И. Этнография, фольклор (в том числе татарские тексты). 1897-1922 гг. - 648 с.
Республика Башкортостан. Исполняется как самодеятельными, так и профессиональными коллективами. В основном исполнители традиционно женщины, девочки, мальчики.
11. ОРГАНИЗАЦИЯ, ИМЕЮЩАЯ ОТНОШЕНИЕ К ОНН
Организации, имеющие отношение к ОНН:
Наименование: ГБУК РЦНТ РБ «Республиканский центр народного творчества» Подразделение: Отдел нематериального культурного наследия
Тип ответственности: Исследователь
Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2
Организации, имеющие отношение к ОНН:
Наименование: ГБУ Дом дружбы народов РБ
Тип ответственности: Исследователь
Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. Ленина, д. 56
https://www.youtube.com/watch?v=n5Og9xmyNsQ&list=PLr9is48FrUhl60jFICtyfkqnrX2_JI66A&index=2
Моление о дожде / чувашский обряд
Кандидат на добавление в реестр ОНКН РБ