Бусылы вазиськон (Праздник первой борозды)
Кандидат на добавление в реестр ОНКН РБ
1. ОСНОВНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ ОНН
«Бусылы вазиськон» (Праздник первой борозды)
2. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА
Древний праздник «Бусылы вазиськон» (Праздник первой борозды) – посева семян - сохранился во многих селах и до настоящего времени. Комплекс совершаемых действий каждого человека, его семьи, рода и общества в целом, и выполнение их согласно установленному порядку вкупе с силами природы, по мнению крестьян, должно было предотвратить возможные стихийные бедствия и способствовать хорошему урожаю.
Развернутое описание ОНН
Срок проведения праздника первой борозды зависел от погодных условий и готовности земли к посеву. По одной из примет, если в этот день гроза, то и осень придет поздно, и будет сухой, а если будет тепло и ясно, то лето будет солнечным и урожайным.
Весенний сев был не только тяжелым трудом, но и большим праздником. Прежде чем начать работу на весеннем поле, земледельцы совершали особый ритуал. Не полагалось приступать к такой важной работе во вторник, среду и субботу. В народе говорили: «Если в поле выедешь во вторник – ничего расти не будет, если в среду – будешь работать не в здравии, если в субботу – лето будет засушливым».
Перед выездом в поле хозяин молился дома, чтобы бог Инмар послал ему хороший урожай. На яровой полосе распахивал несколько саженей земли. На вспаханное место стелил белую скатерть или полотенце, на которую клал привезенный с собой хлеб, сваренную вкрутую яйца, шаньги. Старший в семье произносил очередную молитву с караваем хлеба в руках, прося о дожде и хорошем урожае. За молитвой следует первый посев. Право первой борозды доверяют самому трудолюбивому крестьянину. Совершали обряд первой борозды: в дар божеству земли в борозду опускали горбушку хлеба или блин, яйцо, кусочки от всех принесенных видов пищи и лили напитки, вымаливая содействие в проведении посевной и обеспечения хорошего урожая.
После завершения участники едят хлеб и яйца, а одно яйцо прятали в землю – оно предназначалось ангелу земли.
В этот день также принято ходить друг к другу и угощать старинными блюдами, такими, как каша из разных злаков и другие. Чем пышнее угощения, тем урожайнее выдастся год, верят сельчане.
3. СВЕДЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОНН
Состояние бытования
На территории с компактным проживанием удмуртов обрядовый комплекс сохранился в активном бытовании. Значительный вклад в обеспечение активного бытования традиционного фольклора вносят учреждения культуры, историко-культурные центры, а также фольклорно-хореографические (в том числе аутентичные) коллективы.
Современное место бытования
Российская Федерация, Республика Башкортостан, Татышлинский район
Сведения о бытовании
Российская Федерация, Республика Башкортостан, Татышлинский район
Форма бытования
Обряд
4. СВЕДЕНИЯ О ДЕЙСТВИИ НАД/С ОНН
Тип действия: Сохранение
Наименование действия: Сохранение и передача обрядов
Исполнитель: Носители традиций
Метод действия: Мастер-класс, видеоуроки, совершение обряда.
ПРЕДМЕТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОНН
Удмуртский традиционный костюм
8. СОВРЕМЕННОЕ БЫТОВАНИЕ ОНН
Республика Башкортостан.
11. ОРГАНИЗАЦИЯ, ИМЕЮЩАЯ ОТНОШЕНИЕ К ОНН
Организации, имеющие отношение к ОНН:
Наименование: ГБУК РЦНТ РБ «Республиканский центр народного творчества» Подразделение: Отдел нематериального культурного наследия
Тип ответственности: Исследователь
Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2
#BBD0E0 »
Бусылы вазиськон (Праздник первой борозды)
Кандидат на добавление в реестр ОНКН РБ