Кандидат на добавление в реестр ОНКН РБ

1. ОСНОВНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ ОНН

«Бусылы вазиськон» (Праздник первой борозды)

2. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА

Древний праздник «Бусылы вазиськон» (Праздник первой борозды) – посева семян - сохранился во многих селах и до настоящего времени. Комплекс совершаемых действий каждого человека, его семьи, рода и общества в целом, и выполнение их согласно установленному порядку вкупе с силами природы, по мнению крестьян, должно было предотвратить возможные стихийные бедствия и способствовать хорошему урожаю.

Развернутое описание ОНН

Срок проведения праздника первой борозды зависел от погодных условий и готовности земли к посеву. По одной из примет, если в этот день гроза, то и осень придет поздно, и будет сухой, а если будет тепло и ясно, то лето будет солнечным и урожайным.

Весенний сев был не только тяжелым трудом, но и большим праздником. Прежде чем начать работу на весеннем поле, земледельцы совершали особый ритуал. Не полагалось приступать к такой важной работе во вторник, среду и субботу. В народе говорили: «Если в поле выедешь во вторник – ничего расти не будет, если в среду – будешь работать не в здравии, если в субботу – лето будет засушливым».

Перед выездом в поле хозяин молился дома, чтобы бог Инмар послал ему хороший урожай. На яровой полосе распахивал несколько саженей земли. На вспаханное место стелил белую скатерть или полотенце, на которую клал привезенный с собой хлеб, сваренную вкрутую яйца, шаньги. Старший в семье произносил очередную молитву с караваем хлеба в руках, прося о дожде и хорошем урожае. За молитвой следует первый посев. Право первой борозды доверяют самому трудолюбивому крестьянину. Совершали обряд первой борозды: в дар божеству земли в борозду опускали горбушку хлеба или блин, яйцо, кусочки от всех принесенных видов пищи и лили напитки, вымаливая содействие в проведении посевной и обеспечения хорошего урожая.

После завершения участники едят хлеб и яйца, а одно яйцо прятали в землю – оно предназначалось ангелу земли.

В этот день также принято ходить друг к другу и угощать старинными блюдами, такими, как каша из разных злаков и другие. Чем пышнее угощения, тем урожайнее выдастся год, верят сельчане.

3. СВЕДЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОНН

Состояние бытования

На территории с компактным проживанием удмуртов обрядовый комплекс сохранился в активном бытовании. Значительный вклад в обеспечение активного бытования традиционного фольклора вносят учреждения культуры, историко-культурные центры, а также фольклорно-хореографические (в том числе аутентичные) коллективы.

Современное место бытования

Российская Федерация, Республика Башкортостан, Татышлинский район

Сведения о бытовании

Российская Федерация, Республика Башкортостан, Татышлинский район

Форма бытования

Обряд

4. СВЕДЕНИЯ О ДЕЙСТВИИ НАД/С ОНН

Тип действия: Сохранение

Наименование действия: Сохранение и передача обрядов

Исполнитель: Носители традиций

Метод действия: Мастер-класс, видеоуроки, совершение обряда.

ПРЕДМЕТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОНН

Удмуртский традиционный костюм

8. СОВРЕМЕННОЕ БЫТОВАНИЕ ОНН

Республика Башкортостан.

11. ОРГАНИЗАЦИЯ, ИМЕЮЩАЯ ОТНОШЕНИЕ К ОНН

Организации, имеющие отношение к ОНН:

Наименование: ГБУК РЦНТ РБ «Республиканский центр народного творчества» Подразделение: Отдел нематериального культурного наследия

Тип ответственности: Исследователь

Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2

#BBD0E0 »

Кандидат на добавление в реестр ОНКН РБ