Этнокультурная принадлежность: Башкиры

Категория объекта: Традиционные народные костюмы

Анкета утверждена 23.09.2020

Номер объекта: 08-005

Кашмау –  традиционный башкирский народный женский головной убор шлемовидной формы, тулья которой имеет на макушке отверстие, украшенное кораллами, монетами и подвесками. На спину от кашмау спускалась длинная лента – койрок (в переводе «хвост»), расшитая бисером, с бахромой на конце.) 
 Кашмау в XVIII – XIX вв. представлял в целом оригинальный, сложный башкирский головной убор сборной конструкции с разъемными соединениями верха и низа, позволяющими осуществлять разборку конструкции и повторный многократный ее сбор.

Кашмау состоит из НАЧЕЛЬНИКА, сделанного в уникальной технике «решетки» из кораллов (бисера, бусин). Такая отделка добавляет вещам яркость и является основной башкирского головного убора, особенностью, характерной только для башкирского женского костюма.

Петр Симон Паллас 31 мая 1770 г.,  «путешествуя к народу башкир за Уральскими горами с восточной ее стороны» описывает их кочевую жизнь, быт, подробно знакомит с башкирской народной женской одеждой: «женщины народа башкир поверх покрывала тастар надевали шапку (чашбау), покрытую мелкими серебряными монетами, т. е. монетой новгородкой, поверх нее конусообразный головной убор (тюва) с широкой лопастью, которая на спине висит».
Иван Иванович Лепехин во время своего путешествия от 4 июля 1770 г. около горы Аваляк, которая находится на современной территории Учалинского и Белорецкого районов Башкортостана, также подробно и в деталях описывает башкирский народный женский головной убор: «Головный ихъ уборъ такъ же, какъ и у Татарокъ, называется кашпау и вся разность состоитъ въ томъ, что кромѣ сего кашпау надѣвается еще ВЕРШОКъ, фигуру ко­нуса имѣющiй, которой по произволенію складывать и накладывать можно. 

Отъ кашпау съ зади попускается лопасть, унизанная сере­бряными копѣйками, которая такъ же со всемъ сходна съ Татарскою у живущихъ Башкирокъ по Нагайской дорогѣ; а по Сибирской дорогѣ  кочующія несколько разнится. Онѣ  кромѣ задней отъ Кашпау лопасти (кашпау кайрюкъ) попускаютъ во всю спину широкую лопасть, унизанную такъ же серебряными копѣйками и бисеромъ съ многими подвязками, и называютъ Амьянъ».

В 1979 г. Иоганн Готлиб Георги пишет, что девушки народа башкир носят шапку с заострением,  длиною в 17,78 см (пядень) затыльником, украшенную полностью монетами и кораллами, а замужние женщины сверх девичьей шапки покрываются начельником, также состоящим из монет и кораллов. 
По хронологии записей исследователей, путешественников прослеживаются изменения башкирского головного убора – кашмау.

В 1859 г. Черемшанский описывает головные уборы, которые носят кочевые (кашбадь или кашбовь) и оседлые (такья) женщины-башкирки с Мензелинского и Бирского уездов.

В 1863 г. в журнале «Современник» вышла «Заметка башкира о башкирах» П. С. Назарова, в которой он описывает башкирский костюм и остроконечную шапочку из бисера и монет.

В 1863 г. Игнатов пишет, что женщины Бурзянской волости носят головной убор кажбов, который состоит из нанизанных кораллов и украшен серебряными и золотыми монетами.
Таким образом, башкирский женский  головной убор состоял из конусообразного, заостренного верха тюба (тюва, тубэ, каляпиш, калябаш, таляпуш), который складывался и накладывался на основание кашмау (кашбау, кашпау, кашбов, кашбадь, хушпу, чашбау, кажбов). Тюба и кашмау носили как вместе, в едином комплексе, так и по отдельности. Кашмау –своеобразный «начельник»,  по-русски – «набровник»,  состоящий из нанизанных и скрепленных между собой кораллов, красного бисера, монет (оловянных кружков – бляшек). Технология его изготовления передавалась из поколения в поколение, оставаясь неизменной, и дошла до наших дней. По рассказам Янбаевой Фатимы Хамитовны (1921–2014 гг., д. Старый Сибай РБ), раньше при пошиве кашмау для  нанизывания кораллов использовали вместо ниток конский волос, так как он крепче хлопчатобумажных ниток. 

Техника исполнения: кораллы собирают на нитку и в порядке «решетки» прямолинейно  нанизывают на основу, образуя бахрому, закрепленную с обеих сторон. Такой своеобразный начельник состоит из множества отдельных нитей, унизанных кораллами (бисером, бусинами кораллового, красного цветов). В сцепку с  кораллами некоторые мастерицы добавляют монеты (бляшки, цепочку). Длина начельника равна вертикальному обхвату головы с припусками на швы, а ширина «решетки» из кораллов зависит от конструкции изделия, формы головы. Также ширина варьируется по желанию мастерицы, расширяясь от центра к краям изделия.  По краю готового начельника для кашмау мастерицы нашивают монеты, цепочки, украшения. 

Башкирский народный традиционный костюм бережно хранят в качестве семейной реликвии, его надевают на семейные торжества, а также для участия в художественной самодеятельности. Традиционный метод изготовления башкирского народного головного убора передается из поколения в поколение, от матери к дочери, от бабушки к внучке,  сохраняя традиционный фасон.

В последнее время у башкирского народа наблюдается тенденция возрождения традиционной одежды в модернизированных формах.  Шьют их на заказ или же покупают готовые головные уборы у местных мастериц.

Техника изготовления начельника кашмау сложилась у башкирского народа в течение времени, приняв наилучший вариант для обрамления лица, легко принимающий форму головы и подчеркивающий красоту женщины, девушки. 

Изготовление кашмау  распространено среди башкир Зауралья – в Абзелиловском, Баймакском, Бурзянском, Зианчуринском, Зилаирском, Учалинском, Хайбуллинском  районах Республики Башкортостан. Технология изготовления башкирского народного женского головного убора является уникальной, так как не встречается у других народов, и до наших дней сохранила в себе самобытный элемент в пошиве,  локальные этнографические реалии в декоративно-художественных приемах отделки.

Источники сведений

1. Вся Башкирия на 1925 г. : адресно-справочная и телефонная книга на 1925 г. Иллюстрированное издание Средне-Волжского агентства «Транспечать». Уфа: Октябрьский натиск, 1925.
2. Этнографическая выставка 1867 года. Известия Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. 29. М.: Тип. М. Н. Лаврова и К°, 1878.
3. Всероссийская этнографическая выставка, устроенная Императорским Обществом любителей естествознания, состоящим при Московском университете в 1867 году. М.: 1867. С. 1–114.
4. Назаров П. С. Заметки башкира о башкирах // Современник, 1863. С. 65
5. Указатель Русской этнографической выставки, устроенной Императорским обществом любителей естествознания, состоящим при императорском Московском университете. М.: Тип. Катков и К°, 1867. С. 22–23.
6. Энциклопедический словарь т-ва «Бр. А. и И. Гранат и К°» / Под ред. проф. В. Я. Железнова, проф. М. М. Ковалевского и др. Т 1. М.:  Гл. контора т-ва "Бр. А. и И. Гранат и К°",  1911, С. 123–130.
7. Азнагулов Р. Г. Башкирско-русский, русско-башкирский словарь. Уфа: Китап, 2011.
8. Асфандияров А. З. История сел и деревень Башкортостана: Справочник. Уфа: Китап, 2009.
9. Энциклопедический словарь / Под ред. И. Е. Андреевского, К. К. Арсеньева, Ф. Ф. Петрушевского; Изд. Ф. А. Брокгауз [Лейпциг], И. А. Ефрон [Санкт-Петербург]. – СПб.: Семеновская Типо-Литография И. А. Ефрона, 1890–1907. 
10. Георги И. Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов,  также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд ипрочих достопамятностей. Ч. 2. СПб., 1776–1777. С. 103. 
11. Гурвич Н. А. Сборник статистических, исторических и археологических сведений по бывшей Оренбургской и нынешней Уфимской губерниям, собранных и разработанных в течение 1866 и 67 г. Уфа: Типография Уфимского губернского правления, 1868.
12. Золотницкий В. Н. Путеводитель кумысника. Нижний Новгород, 1914. С. 113–148.

Этнокультурная принадлежность: Башкиры

Категория объекта: Традиционные народные костюмы

Анкета утверждена 23.09.2020

Номер объекта: 08-005