Костюмные комплексы марийцев Башкортостана
Этнокультурная принадлежность: Марийцы
Категория объекта: Традиционные народные костюмы
Анкета утверждена 23.09.2020
Номер объекта: 05-002
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна, доктор филологических наук, кандидат исторических наук.
Выделяется два костюмных комплекса марийцев Башкортостана: прибельской (бассейн р. Белой) и икско-сюньских (бассейн рек Ик и Сюнь) подгруппы «восточных марийцев». Их особенностью является существенное влияние со стороны башкир. От них были заимствованы изготовление одежды из пестряди и узорной домотканины, свободные гладевые вышивки с цветочным орнаментом, головной убор кашпау, вязаные колпаки с кисточкой, нагрудники, украшенные позументом и монетами (яга, теньге), перевязи (дауэт). Праздничной верхней одеждой стали заимствованные у башкир кафтаны, украшенные позументом – пешмет. Мужчины стали носить тюбетейку и малахай.
Сведения об особенностях
Состояние бытования
К настоящему времени у прибельских марийцев традиционный костюм сохраняется в качестве семейной реликвии, его надевают на семейные торжества, а также участники художественной самодеятельности. Традиционный костюм икско-сюньскими марийцами утрачен. Вместе с тем, сохраняются традиционные фасоны одежды, сшитой из фабричных тканей.
В последнее время у прибельских марийцев наблюдается тенденция возрождения традиционной одежды в модернизированных формах. Ее шьют народные умельцы из фабричных одноцветных тканей ярких тонов (зеленой, оранжевой, голубой и т.д.), украшают разноцветными лентами, тесьмами и блестками, вышивкой гладью. Одевают такую одежду на свадьбы и различные фестивальные мероприятия. Шьют их на заказ или же покупают готовые комплекты из платья и передника на рынках Бирска, Калтасов или Мишкино.
Исключительность/Ценность
Костюмные комплексы марийцев Башкортостана представляют собой результат длительного этнокультурного взаимодействия с башкирами, заимствования их традиций и творческой переработке. Это уникальное явление, не имеющее аналогов.
Способы передачи традиции
Передается из поколения в поколение.
Форма бытования
Аутентичная
Этнологический аспект
Марийцы Башкортостана относятся к этнографической группе восточных марийцев (эрвел мари). Исследователи выделяют четыре подгруппы восточных марийцев: прикамские (чолман мари) – Татарстан, Удмуртия; уральские (урал мари) – Свердловская область, Пермский край; икско-сюньские (белебей мари) – Бакалинский, Белебеевский, Туймазинский и Шаранский районы РБ, Актанышский, Мензелинский и Муслюмовский районы Республики Татарстан; прибельские (ӱпö мари) – Балтачевский, Бирский, Благовещенский, Дюртюлинский, Караидельский, Калтасинский, Краснокамский, Мишкинский, Нуримановский, Янаульский и другие районы РБ. Значительная часть марийского населения Башкортостана относится к прибельской группе, другую, более малочисленную часть, составляют икско-сюньские марийцы.
Большинство икско-сюньских и прибельских марийцев сохраняют языческие верования. Часть марийцев сменила этническую идентичность на башкирскую или татарскую. Большая часть не только сохраняют, но и возрождают традиционную религию.
Исторический аспект
Восточные марийцы – территориальная смешанная внутриэтническая этнографическая группа, сложившаяся в XVI-XVIII в. на основе переселенцев в основном луговых, отчасти горных марийцев. Относятся к числу финно-угорских народов.
Социологический аспект
Сохранности традиций способствует расселение марийцев преимущественно в сельской местности компактно. В 2010 г. численность марийцев в Башкортостане составляла 103,7 тыс. чел. (2,6% населения республики). Это пятая по численность этническая группа. 34,9 тыс. проживала в городах, остальные – в сельской местности.
Лингвистический аспект
До революции 1917 г. марийцы назывались черемисами. Башкиры их называли сирмеш. Самоназвание мари, марий. Икско-сюньские марийцы называли себя «белебей мари» в связи с вхождением в прошлом в Бебелеевский уезд Уфимской губернии, в настоящее время дифференцируют по району расселения – «шаранские мари».
Заимствованные у башкир элементы костюмного комплекса сохранили первооснову названий: такия (такия), пешмет (бешмет), яга (яга), кашпау (кашпау).
Сведения о действиях над ОНКН
Поддерживается Марийской национально-культурной автономией «Эрвел мари» (2005), который имеет филиалы и отделения в районах компактного проживания марийского населения. Освещается в марийской республиканской газете «Чолман» («Кама», с 1991). Газета распространяется не только в республике, но и за ее пределами; в Пермской, Свердловской, Челябинской областях, Удмуртии. Имеется две районные газеты на марийских языках. В Калтасинском р-не газета «Калтаса Ужара» («Калтасинская заря»), которая издается также на русском и татарском языках. В Мишкинском районе с 2006 г. выпускается газета «Келшымаш».
Место фиксации ОНКН
Современное бытование
Историческое бытование
Техники и технологии
Проводится по традиции, сложившейся во второй половине XIX в. при участии активистов и национально-культурного общества марийцев.
Источники сведений
- Beke Ӧ. Tscheremissische Märchen, Sagen und Erzählungen. Helsinki, 1938.
- H. Ost-Tscheremissische Wörterbuch. Helsinki, 1948.
- Heikel A.O. Rakennukset Teremisseilla, Mordvalaisilla, Virolaisilla ja Suomalaisilla. Helsinki, 1887.
- Holmberg U. Tscheremissien uskonto. Porvoo, 1914.
- Lallukka S. From Fugitive Peasants to Diaspora. The Eastern Mari in Tsarist and Federal Russia. Helsinki, 2003.
- Lallukka S. The East Finnic Minorities in the Soviet Union. An Apprais-al of the Erosive Trends. Helsinki, 1990.
- Lehtinen I. Marien mekot. Volgansuomalaisten kansanpukujen muutoksista. Helsinki, 1999.
- Lehtinen I. Tscheremissischer Schmuck. Ethnographische Untersu-chung. Helsinki, 1994.
- Tscheremissische Texte. Gesammelt von H. Paasonen. Herausgegeben von Paavo Siro. Helsinki, 1939.
- Газетные корреспонденции У. Хольмберга недавно переизданы в оригинале и в переводе на русский язык: Путешествия к удмуртам и ма-рийцам. Письма Уно Хольмберга 1911 и 1913 гг. (Matkat udmurttien ja marien luo. Uno Holmbergin kirjeitä vuosilta 1911 ja 1913) / под ред. С. Лаллукки, Т.Г. Миннияхметовой, Р.Р. Садикова. Серия «Финляндия в России». СПб.: Европейский дом, 2014. 224 с.
- Гареев И.С. Марийские крестьяне Прикамья и Приуралья в XVIII–первой половине XIX в. Бирск, 2014. 246 с.
- Голубкин П.С. Тайна «Султан-Керемета». Краткий историко-этнографический очерк о пережитках дохристианских народных верований восточных марийцев. Туймазы, 1994. 78 с.
- Евсевьев Т. Этнографический отчет, записанный у восточных марийцев из уездов Бирского и Красноуфимского в 1924 году за время с 21/IX – 2/XI – 1924 года.
- Ерусланов П. Краткий отчет о поездке к черемисам Уфимской губернии летом 1896 г. // Этнографическое обозрение. 1896, № 2–3. С. 324–329.
- Ерусланов П. Очерк быта и преданий восточных черемис // Известия Оренбургского отдела Императорского Русского географического общества. Оренбург, 1894. Вып. 4. С. 1–8.
- Ефименко Е.Л. Особенности этнонационального самоопределения финно-угорских народов Волго-Уральского региона в постсоветский период. Уфа, 2010. 128 с.
- Ибулаев Г.И. Марийцы // Народы Башкортостана. Энциклопедия. Уфа, 2014. С. 165–184.
- Изибаева Г.М. Некоторые особенности похоронной обрядности марийцев Республики Башкортостан // Этнос. Общество. Цивилизация: Четвертые Кузеевские чтения. Материалы Международной научно-практической конференции. Уфа, 2015. С. 133–135.
- Козлова К.И. Восточные марийцы // История, археология, этнография. Труды МарНИИ. Йошкар-Ола. 1958. Вып. XI. C. 110–122.
- Колесников М. Черемисы-язычники в Белебеевском уезде // Уфимские губернские ведомости. 1897. № 87, 89, 90, 91.
- Комов А.Ф. Черемисы и вотяки середины северной половины (второй стан) Бирского уезда. Этнографические очерки // Уфимские губернские ведомости. 1889, № 37, 38, 39, 41, 42, 43, 44, 46, 47, 48.
- Лаллукка С. Восточно-финские народы России. Анализ этнодемо-графических процессов. СПб., 1997.
- Лоссиевский. Быт и праздники черемис Оренбургской губернии // Оренбургские губернские ведомости. 1848. № 41, 42.
- Марийцы. Историко-этнографические очерки. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005. 312 с.
- Мендиаров. О черемисах Уфимской губернии // Этнографическое обозрение. 1894, № 3. С. 34–53.
- Молотова Т.Л. Межэтнические контакты марийцев в Башкирии // Мы и как удмурты, и как чуваши… Взаимная социально-культурная адаптация в этнически смешанных селениях. Сб. статей. М., 2007. С. 93–111.
- Муреев П.М. Из жизни и быта марийцев Башкирии (из материалов экспедиции 1929 г. в марийские деревни Уфимского кантона БАССР) // Краеведческий сборник. № 3–4. Уфа, 1930. С. 88–95.
- Мурзабулатов М.В. Марийцы // Историко-культурный энцикло-педический атлас Республики Башкортостан. М.-Уфа, 2007. С. 454–457.
- Мурзабулатов М.В. Финно-угорские народы Башкортостана. Уфа: Гилем, 2010. С. 61–73.
- Народы Среднего Поволжья и Приуралья. Ч. 1. Финно-угорские народы. Каталог-указатель этнографических коллекций. Л.: ГМЭ СССР, 1990. 260 с.
- Нечвалода Е.Е. Вышивка народов Башкортостана XVIII–XX вв. (эволюция и модернизация) // Традиционная культура народов Урало-Поволжья в условиях модернизации общества. Сб. статей. Уфа. 2011. С. 59–83.
- Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. СПб., 1788. Т. 3. Ч. 2. С. 27–28.
- Путешествия к удмуртам и марийцам. Письма Уно Хольмберга 1911 и 1913 гг. (Matkat udmurttien ja marien luo. Uno Holmbergin kirjeita vuosilta 1911 ja 1913) / под редакцией С. Лаллукки, Т.Г. Миннияхмеговой, Р.Р. Садикова. Серия «Финляндия в России». СПб.: Европейский дом, 2014. 224 с.
- Рычков Н.П. Журнал, или дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства в 1769 и 1770 году. СПб., 1770. С. 82–94; 152, 165.
- Рычков П.И. Топография Оренбургская. Ч.2. СПб., 1762.
- Садиков Р.Р. Финно-угорские народы Республики Башкортостан (история, культура, демография. Уфа: ООО «Первая типография, 2016. 276 с.
- Садиков Р.Р. Этнография, фольклор и язык марийцев Башкортостана в исследованиях финских ученых // История академических исследований территории страны и создание региональных научных центров Российской академии наук (к 60-летию Уфимского научного центра РАН). Сборник работ участников Всероссийской научно-практической конференции. Уфа, 2011. С. 167–170.
- Сепеев Г.А. Восточные марийцы. Историко-этнографическое исследование материальной культуры (середина XIX–начало XX вв.). Йошкар-Ола, 1975. 248 с.
- Сепеев Г.А. Финские ученые и традиционная этнография марийцев // Финские ученые о языке и культуре марийского народа. Материалы научной конференции. Йошкар-Ола, 2002. С. 88.
- Смирнов И.Н. Черемисы. Историко-этнографический очерк. Казань, 1889. 265 с.
- Филоненко В. Отчет о командировке в Бирский уезд к язычникам-инородцам // Адрес-календарь Уфимской губернии на 1914 год. Уфа. 1914. Прил. С. 1–33.
- Филоненко В. У язычников-инородцев Уфимской губернии. Уфа, 1914. 35 с.
- Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа, 1859. 472 с.
- Шитова С.Н. Марийцы // Народы Башкортостана. Историко-этнографические очерки. Уфа. 2002. С. 347–384.
- Этнография. Мордва и черемисы Оренбургской губернии // Оренбургские губернские ведомости. 1845, № 42.
- Этнокультурные процессы на Юж-ном Урале в XX–начале XXI в. / Ф.Г. Галиева, Р.Р. Садиков, Е.Е. Нечва-лода и др. СПб., 2015. 156 с.
- Ягафова Е.А., Данилко Е.С., Корнишина Г.А., Молотова Т.Л., Садиков Р.Р. Этноконфессиональные меньшинства народов Урало-Поволжья. Самара. 2010. 264 с.
- Ялкаев Я. Этнографическое изучение восточных марийцев // Советская этнография. 1932, № 2. С. 152–156.
- Ямурзина Л. Обряды семейного цикла мари в контексте теории обрядов перехода (на примере восточных мари). Tartu, 2011. 218 с.
- Яфаева Г.М. Похоронно-погребальная обрядность прибельской группы восточных марийцев // Вестник Челябинского государственного университета. Серия История. 2014. Вып. 60. С.8–13.
Лица, имеющие отношение к ОНКН
Садиков Ранус Рафикович, доктор исторических наук, исследователь марийцев Башкортостана.
Организации, имеющие отношение к ОНКН
ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества.
Костюмные комплексы марийцев Башкортостана
Этнокультурная принадлежность: Марийцы
Категория объекта: Традиционные народные костюмы
Анкета утверждена 23.09.2020
Номер объекта: 05-002
Автор-составитель анкеты: