Бортевое пчеловодство башкир Бурзянского района Республики Башкортостан
Этнокультурная принадлежность: Башкиры
Категория объекта: Традиционные ремесла
Анкета утверждена 04.12.2019
Номер объекта: 03-001
Бортевое пчеловодство («солоҡсолоҡ») – древняя форма разведения пчел, при которой пчелы поселяются в естественных или искуственно выдолбленных дуплах. История башкирского бортничества насчитывает более тысячи лет. В наше время единственным местом, сохранившим бортевое пчеловодство, является государственный биосферный заповедник «Шульган-таш», расположенный на территории Бурзянского района Республики Башкортостан, и близлежащие башкирские селения. Нетронутые массивы лесов, кочевой образ жизни башкир, произрастание превосходных медоносов – липы и клена, а также бережное отношение к традициям и истории народа помогли сохранить древний способ добычи меда. В неизменном виде этот промсысел дошел до наших дней благодаря передаче секретов ремесла внутри семьи, установлению родовых знаков на деревьях. Особая природоохранная зона и политика государственных природоохранных учреждений позволяет сохранить популяцию темных лесных пчел, обитающих в бортях, колодах и естественных дуплах. Местом обитания этих пчел и стал заповедник на Южном Урале.
Описание
Сбор меда диких пчел на территории Южного Урала возможно был развит еще в эпоху раннего железа. Доказательством этому предположению служат археологическая находка остатков липового меда в глиняном посуде, обнаруженная в одном из погребений кара-абызской культуры (III-II в.до н.э.), а также инвентарь бортника (топор, тесло, скобель и др.) из более позднего Бахмутинского могильника (VI-VII вв.).
В домонгольское время бортничество у башкирских племен, как видно, имело промысловое значение. Позже башкиры долгое время платили дань – ясак (яһаҡ) монголо-татарам, а затем Русскому государству пушниной и медом. Количество меда измерялось батманами (1 батман равен 10 фунтам). В одной из родословных (шежере) башкир-минцев говорится о ежегодной сдаче 18 батманов меда .
В историческом плане выделяются два этапа развития пчеловодческого ремесла: примитивное пчеловодство и бортевое пчеловодство. В XVI в. – начало XVII в. приходится на примитивное бортничество, при котором человек находил в лесу дерево с дуплами и разорял его или ставил на нем свою метку (тамгу). Дуплистые деревья находили по основным признакам - грибные наросты на коре указывали на гниение в сердцевине ствола. В таких деревьях чаще всего и находили пчел. «Башкирцы весной, в мае, целыми деревнями отправляются в леса на поиски, и, разделившись партиями, … выискивают лесины, в которых отошедший рой может поселиться…». «Начиная с 21 июля по 6 августа постоянно собирается партия башкуртов; они разъезжают по лесу, осматривают свои затамгованные борти… Где в борти много меда – башкирец возьмет, где его мало – там оставит его нетронутым до времени… Обыкновенно к 15 августа мед везде уже повыбирается, за исключением того количества, которое необходимо оставить для зимнего пропитания пчел, остающихся в борти», - отмечается в источнике XIX в.
В начале XVIII в., когда во всей стране наблюдается упадок пчеловодства и бортничества из-за вырубки лесов, в башкирском бортничестве отмечается расцвет. Башкиры, имеющие особенные права вотчинного земледелия, могли не исполнять указы Лесной службы России, запрещавшие бортничество как угрозу лесных пожаров.
С XVIII века начинается переход от примитивного пчеловодства к бортевому. В XVIII-XIX веках практически у каждой башкирской семьи имелись свои борти и дуплянки. Большинство пчеловодов имели 50-80 бортей, богатые – по 100. Некоторые башкиры владели несколькими сотнями бортей, и имели с них неплохой доход. «Едва ли сыщется такой народ, который мог бы превзойти башкир в пчелиных промыслах», - писал в восемнадцатом веке о достижениях местного населения в бортничестве известный географ и чиновник Петр Рычков. Также он пишет о башкирах, имеющих до двух тысяч бортей .
Башкирские бортевые пчелы отличаются повышенной ройливостью. Это качество сыграло большую роль для сохранения их популяции. В ходе многовекового эволюционного развития и естественного отбора у бортевых пчел выработались ценные качества – высокая продуктивность, уникальная морозостойкость и устойчивость ко многим болезням.
Подготовка начинается во второй декаде мая. В большинстве случаев в дереве делают одну борть, но иногда две, очень редко – три. В Бурзянском районе еще сохранилось бортевое дерево с четырьмя бортями. Бортевики считают, что чем выше борть, тем ценнее мед. К примеру, с дерева с тремя бортями самый качественный мед можно будет собрать из верхней борти.
Главное условие привлечения пчел в дупло – это своевременное и правильное его оснащение. И необходимо провести эти работы до второй половины мая. Если заготовить борть слишком рано, то его заселяют осы, пауки, шершни, и они остаются незаселенными. Часто пустующие дупла заселяют птицы и куницы. Стенки, потолок и дно дупла выскребают, очищают от мусора и натирают душистыми травами; мятой, мелиссой. Этот старинный способ привлечения пчел в дупла применяют и сейчас.
Заселенную борть пчеловоды осматривают всего 2 раза – весной – идет подготовка пчелиной семьи и борти к сбору меда, и осенью – для сбора меда и подготовка к зиме. Новую борть могут осмотреть летом, проверяя произошло ли заселение борти.
Весенняя ревизия проводится во второй половине мая. Проводится работа по очищению дна борти, набирают сушь из гнезда в батманы для нового оснащения пустующих жилищ, а в удачные годы (случается редко) изымают у семьи излишек меда. Всю долгую зиму пчелы скапливают пищевые отходы пищеварения (каловые массы) в кишечнике, ни разу не опорожняя его. И в первый теплый мартовский день пчелы вылетают из борти, чтобы очистить кишечник. Происходит так называемый «облет». В течение зимы пчелиный клуб поднимается к верху, вслед за убывающими кормовыми запасами. Бортевая пчела отличается исключительной зимостойкостью, и зимовку она проводит в борти, не покидая гнездо и не совершая облеты 6-7 месяцев холодного периода, и при этом удерживать до 40 мг экскрементов в задней кишке.
При сборе меда бортевики используют деревянный нож. Соты срезают неправильной формы, без рамок, поэтому отделить мед от других продуктов в сотах сложно. Из-за этого сразу после изъятия его помещают в специальную липовую посуду, которая называется батман. Такой мед всегда перемешан с воском, пергой, он обычно коричневато-зеленого цвета. Перга, состоящая из пыльцы десятков видов растений, нектар, собранный в экологически чистой местности, придают бортевому меду особую ценность. Бортевой мед уверенно можно считать экологически чистым продуктом и ценным лекарством. Ведь в нем содержится большое количество микроэлементов и отсутствуют вредные примеси. Дикий мед всегда зрелый, потому что бортевики его собирают один раз в год, в конце августа-начале октября. С одного дерева можно собрать от 7 до 15 кг меда.
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Исключительность/Ценность
Риск исчезновения
Способы передачи традиции
Форма бытования
Этнологический аспект
Исторический аспект
Социологический аспект
Этнографический аспект
Түлле, түлле, түлле бул, Бүҙәнәләй түлле бул! Уллы бул, Ҡыҙлы бул! Бер ҡулың балда булһын, Бер ҡулың майҙа булһын. Көллөксәң тулы булһын, Ҡаҙаның тулы аш булһын! |
Будь с приплодом, будь с приплодом! Плодовитой будь, как перепелочка! Ты с сыночком будь, А также с дочкой будь! Одна ладонь в меду пусть будет, А другая – в масле! В подпечье будет пусть зола, А в казане – всегда еда! |
Благопожелания с использованием меда присутствуют и в обрядах, связанных с деторождением. После рождения ребенка повитуха, перерезав пуповину, нарекала новорожденного первым именем, смазывала ему маслом и медом губки, щечки, лобик, давала немного сладкой воды, и приговаривала: «Минең кеүек туҡ булһын, ике ҡулың май булһын, ауыҙың тулы бал булһын» (Пусть будет сытым как я, обе руки пусть будут полны масла, рот полон меда); или «бер ҡулың майҙа, бер ҡулың балда булһын» (Одна рука пусть будет в масле, другая – в меде); или «Ошо май кеүек йомшаҡ, бал кеүек тәмле бул» (Будь мягким как это масло, будь сладкоязычным, как этот мед). 6Так же принято одаривать грудного ребенка, впервые посетившего дом. Считается, что если ребенок, впервые посетивший дом, уйдет, не попробовав угощений, он затаит обиду, и даже может проклясть. Поэтому, чтобы задобрить малыша, хозяйка угощает его маленьким куском масла или медом.
Сведения о действиях над ОНКН
В школах Бурзянского района преподают основы пчеловодства. Обучение проходит в рамках крупномасштабной программы «Развитие Зауралья», одним из направлений которой стало формирование системы дополнительного образования, в том числе и пчеловодства. Школьная методика разработана совместно со специалистами Башкирского научно-исследовательского центра по пчеловодству и апитерапии.
В целях сохранения бурзянской популяции среднерусской породы пчел, популяризации бортничества и пчеловодства на территории Бурзянского района с 2014 года раз в два года проводится Международный этнофестиваль «Бөрйән балы – башҡорт даны» («Бурзянский мед – башкирская слава»).
Место фиксации ОНКН
Современное бытование
Историческое бытование
Техники и технологии
Источники сведений
Первое письменное упоминание о башкирах, проживающих между Волгой и Уралом, есть в «Книге Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 годах». Здесь есть описания верований, обычаев, нравов, а также упоминается о промысле меда: «В их лесах много меда в жилищах пчел, которые они знают и отправляются к ним для сбора этого меда».
Первые письменные работы о пчеловодстве в России, и касались они именно Башкирии, есть в статьях историка, первого члена-корреспондента Академии наук Петра Рычкова. Он опубликовал их в 1767-1769 годах в «Трудах Вольного экономического общества».
О бортничестве башкир писал немецкий исследователь Паллас П.С.
Лепехин И.И. описывал ловушки, изготовленные башкирами против нападения медведей на борти.
Георги писал, что башкиры «имеют хотя несколько, а иные и до двух, трех, четырех, пяти сот ульев». «Они (башкиры-ред.) также держат борти на деревах, на которые влезают по обвитой около дерева и их тела веревке, вырезают соты, и так далее» . Так же интересно описание исследователя о борьбе башкир против темной магии. Здесь упоминается: «Где держат они своих пчел, там привешивают они к дереву, для отвращения волшебных оговоров, конскую голову». То есть, существовала практика защиты борти от черной магии .
Петр Иванович Рычков упоминал о занятии пчеловодством башкир в «Трудах Вольного экономического общества».
Лица, имеющие отношение к ОНКН
ФИО: Руденко Сергей Иванович
Тип ответственности: Носитель
Даты жизни: 1885-1969
Место работы/Адрес: российский и советский археолог, антрополог, этнолог, гидролог. Магистр географии (1917), доктор технических наук (1944), профессор (1919, 1950), действительный член Русского географического общества (1911), член Парижского антропологического общества (1914)
ФИО: Галин Радик Раулович
Тип ответственности: заместитель директора по МТО и пчеловодству ФГБУ ГПБЗ «Шульган-Таш»
Место работы/Адрес: Государственный природный биосферный заповедник «Шульган-Таш»
ФИО: Ишемгулов Амир Минниахметович
Тип ответственности: исследователь, доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, генеральный директор ГБУ «Башкирский НИЦ по пчеловодству и апитерапии.
Место работы/Адрес: Государственное бюджетное учреждение Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии. Адрес: 450075 Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, 217А
Организации, имеющие отношение к ОНКН
Наименование: Государственный природный биосферный заповедник «Шульган-Таш».
Тип ответственности: исследователь
Адрес: Республика Башкортостан, Бурзянский район, деревня Иргизлы, ул. Заповедная, 14.
Наименование: Государственное бюджетное учреждение Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии.
Тип ответственности: исследователь
Адрес: 450075 Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, 217А.
Наименование: ГБУК РЦНТ РБ «Республиканский центр народного творчества» Подразделение: Отдел нематериального культурного наследия
Тип ответственности: Исследователь
Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой
Бортевое пчеловодство башкир Бурзянского района Республики Башкортостан
Этнокультурная принадлежность: Башкиры
Категория объекта: Традиционные ремесла
Анкета утверждена 04.12.2019
Номер объекта: 03-001