Ҡатыҡ. Технология приготовления кисломолочного напитка катык у башкир
Этнокультурная принадлежность: башкиры
Категория объекта: приготовление традиционной пищи
Анкета утверждена 30.11.2022
Номер объекта: 11-004
Автор-составитель анкеты:
ФИО: Утарбаева Валия Сабитовна, ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества.
Для башкир катык – не просто напиток. Его употребляют не только как самостоятельное блюдо, но и делают из него множество других продуктов.
Описание
Секреты приготовления, особенности выдержки и подбора ингредиентов с трепетом передаются из поколения в поколение. Несмотря на возраст, рецепт дошел до нас в первозданном виде, сохранив аутентичность и самобытность тюркского народа.
«Катык доставляет башкирам очень ценную пищу: утоляет жажду и, употребляемый в пищу с хлебом, служит для насыщения; башкиры говорят, что катык здесь заменяет мясную пищу», - отмечает исследователь XIX века В.П. Заварин[1].
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Технология приготовления передается в бытовой среде.
Современные промышленные производители не отошли от традиционных технологий и продолжают готовить классический катык в промышленных масштабах. Для охвата аудитории компании производят не только «чистый» напиток, но и обезжиренный, фруктовый, дополнительно обогащенный витаминами, с семечками/злаками/отрубями.
Исключительность/Ценность
Способы передачи традиции
Передача в семейных традициях. Бытовая, наследственная. В быту башкир сохранились оригинальные рецепты приготовления кисломолочного напитка катыка.
Форма бытования
Бытование. Аутентичная форма
Этнологический аспект
Лингвистический аспект
Слово «катык» с тюркского переводится как «добавка к пище», с уйгурского – пищевой уксус. Частичка «кат» используется для обозначения приправы, соуса и других добавок к блюдам.
На юго-востоке республики и в горно-лесных зонах этот напиток называют ойотҡан, ойотҡо, в центральных, юго-западных и южных районах – ҡатыҡ. Название ҡатыҡ закрепилось как основное и используется в официальной кулинарии, пищевой промышленности и быту.
Название закваски различается территориально – ойотҡо (Аургазинский, Гафурийский, Ишимбайский, Архангельский, Бурзянский районы), ойотҡан, ойотмос (Баймакский район), ойомос, ойотмос (Кугарчинский, Зианчуринский районы), ҡатыу, ҡатыулыҡ (юго-западные районы, бассейн Демы) и др.
Кисломолочный напиток есть в кухне многих народов, а под названием ҡатыҡ он распространен в Поволжско-Приуральском регионе, Казахстане, на Южном Алтае.
Исторический аспект
Участники академических экспедиций второй половины XVIII в. П.С.Паллас и И.И.Лепехин, побывавшие у башкир, характеризуя их быт, сообщали об основных продуктах питания, способах приготовления кушаний, описывали праздничные и обрядовые трапезы, отмечали незначительную роль в питании продуктов земледелия. Некоторые сведения содержатся и в обобщающем труде И.Г.Георги (1799).
В публикациях историков, этнографов, врачей, служилых людей, путешественников XIX в. также можно найти информацию о башкирской пище. Земский врач В.А.Арнольдов в санитарно-бытовом очерке, описывает правила поведенческого этикета и церемонию праздничного угощения. В.А.Арнольдов, как врач, выводит причины многих заболеваний башкир из образа жизни и питания.
Большая заслуга в изучении башкирской пищи в XX в. принадлежит С.И.Руденко. В экспедициях 1906, 1907, 1912 гг. им собирался этнографический материал по всей территории Башкирии. В его монографии «Башкиры. Историко-этнографические очерки» имеется глава о народной кухне, где дается общая характеристика кушаний и напитков.
Изучение традиционной башкирской кухни было продолжено Р.Г. Гаделгареевой в 70-е годы. Она собрала значительный полевой материал по мясной, молочной и растительной пище башкир. Ею была написана статья «Способы консервирования молочных и мясных продуктов у башкир» (1978).
Несколько статей по традиционному питанию башкир было опубликовано в 80-е годы Н.Ф.Шакировой. В конце 90-х годов А.Хабибуллиной.
Определенный вклад в изучение традиционной башкирской пищи внесли языковеды. Термины, связанные с продуктами животного происхождения рассматривались У.Ф.Надергуловым. Традиционную мясомолочную пищу, автор определяет как часть тюркской модели питания. В работах врача В.З.Гумарова содержатся этнографические данные по гигиене питания башкир. В кулинарных справочниках Н.М.Сафина «Башкирские блюда» (1972) и И.А.Арслановой «Башкирская кухня» (1992) собраны рецепты приготовления некоторых традиционных и новых башкирских блюд. Ценный и достоверный материал содержится в первом в истории отечественной этнографии систематическом описании народов России И.Г. Георги, сочинениях участников академической экспедиции 1769-1770 гг. П.С. Палласа, И.И. Лепехина, Н. Рычкова, Н.С. Попова, Н.В. Ремезова. По словам И.И. Лепехина, летом башкиры питались исключительно молоком. П.С. Паллас также отмечал, что главное питание башкир состояло из молочных продуктов и мяса, и что хлеб у них употреблялся в пищу не повседневно.
Сведения о действиях над ОНКН
Рецепты приготовления катык опубликованы в кулинарных сборниках традиционной башкирской кухни, в интернет, в социальных сетях хозяйки делятся своими семейными рецептами приготовления. В республике проводятся праздники майского катыка – они широко распространены в юго-восточных районах Башкортостана.
Место фиксации ОНКН
Современное бытование
Историческое бытование
Техники и технологии
Главное отличие катыка от других видов простокваши заключается в том, что напиток заквашивается из кипяченого молока, а не сырого. Этим обеспечивается высокая жирность напитка.
Молоко следует не вскипятить, а вытапливать на медленном огне, помешивая, чтобы оно не успело закипеть, а нагрелось до 90 градусов, или же томили в печи пока молоко не приобретет коричневый оттенок. Затем остужали до 30-40 градусов, добавляли закваску из расчета один ковш на ведро молока, тщательно перемешивали, закрывали крышкой, и, укутав, оставляли его на 6-8 часов в теплом месте. После того как на поверхности катыка появится сыворотка, катык ставили в прохладное место или опускали в погреб. Спустя время катык обретал плотную консистенцию и надолго сохранял свои вкусовые качества.
У каждой хозяйки есть свой уникальный секрет приготовления этого вкусного напитка, который передавали из поколения в поколение. Так, иногда добавляли немного сметаны, чтобы катык был жирнее, или не переставляли кадку с катыком с места на место, пока оно не будет готовым, иначе вкус у напитка будет не тот. Или же крышку посуды не закрывают плотно, иначе вкус катыка будет невкусным – оставляют ее приоткрытой и накрывают полотенцем. Для необычного вкуса и аромата в момент закипания молока можно добавить ветки и листья дикой вишни. Также добавляют смородину –такой катык утоляет жажду, питает. Из катыка с вишнями и ягодами получается отличный йогурт. Посуду для лучшего вкуса берут эмалированную или деревянную. Иногда для улучшения ферментации в молоко опускали кусок ржаного хлеба или деревянную ложку.
Молоко теряет до 30 процентов влаги, по этой причине катык при скисании не имеет отстоя в виде сыворотки, а если она и появляется, то в небольших количествах и только сверху. Хороший и правильно приготовленный катык отличается плотной, «гладкой» однородной (без крупинок) консистенцией и имеет приятный освежающий молочнокислый вкус.
Скисшее без закваски молоко называли «сырой катык» - сей ҡатыҡ (сейғатыҡ).
Отстоявшийся катык становился кислым – әсе ҡатыҡ (әсеғатыҡ).
Катык пьют как простоквашу или кефир, заправляют им салаты и холодные супы.
Источники сведений
1960 г. – экспедиционные записи С.Н. Шитовой, Р.Г. Гаделгареевой, Г.Я. Ямансариной.
Литература: Мигранова Э.В. Башкиры. Традиционная система питания: историко-этнографическое исследование. Уфа: Китап, 2012 (переиздание – Уфа: Китап, 2016).
В 1978 г. вышла работа Р.Г. Гаделгареевой «Традиционные способы консервирования молочных и мясных продуктов у башкир // Культура и быт башкир» (под ред. Р.Г.Кузеева и С.Н.Шитовой).
В книге Н.В. Бикбулатова и Ф.Ф. Фатыховой «Семейный быт башкир» (1991) пища и трапеза рассматриваются в контексте обрядовой культуры.
В 2002 г. вышла коллективная монография «Башкиры: Этническая история и традиционная культура» (раздел о традиционной кухне – С.Н. Шитова).
Во второй пол. XX – начале XXI в. Появился ряд работ по башкирской народной кухне – Н.Ф. Шакировой (Гайнуллиной), А.Р. Хабибуллиной, были изданы кулинарные книги Н.М. Сафина, цикл книг о традиционной и современной башкирской кухне издан под руководством мастера-повара Российской Федерации И.А. Арслановой.
«Родной Башкортостан» 6 кл. с. 201-203
Руденко С.И. Башкиры. Историко - этнографические очерки.стр.125- 127.
Ф. Бикембәтова. Ырымбурҙарса ҡорот. Киске Өфө. №50, 2007 й.
Ф.Г. Хисамитдинова «Родной Башкортостан» с. 102-101
Хажин Р. Р. «Башкирская кухня», 2010 г.
Лица, имеющие отношение к ОНКН
ФИО: Мигранова Эльза Венеровна
Тип ответственности: Исследователь, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнологии Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (ИИЯЛ УФИЦ РАН).
Место работы/Адрес: Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (ИИЯЛ УФИЦ РАН)
ФИО: Арсланова Индуса Амировна
Тип ответственности: мастер-повар, отличник советской торговли, пропагандист башкирской кухни, один из ведущих специалистов в индустрии общественного питания Республики Башкортостан, Заслуженный работник торговли Республики Башкортостан, кавалер ордена Дружбы народов, мастер-повар России, лауреат Национальной премии «Золотой журавль»
Организации, имеющие отношение к ОНКН
Наименование: ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества.
Тип ответственности: Исследователь
Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2
Ҡатыҡ. Технология приготовления кисломолочного напитка катык у башкир
Этнокультурная принадлежность: башкиры
Категория объекта: приготовление традиционной пищи
Анкета утверждена 30.11.2022
Номер объекта: 11-004
Автор-составитель анкеты: