Курай / технология изготовления музыкального инструмента
Этнокультурная принадлежность: Башкиры
Категория объекта: Изготовление музыкальных инструментов
Анкета утверждена 19.12.2018
Номер объекта: 01-004
Автор-составитель анкеты:
Султанмуратов Ильгиз Замфирович, кандидат социологических наук, ведущий методист ГБУК Республиканский центр народного творчества Республики Башкортостан. Е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Неотъемлемой частью этнической культуры башкир является музыкальный духовой инструмент курай, относящийся к типу продольной открытой флейты, изготавливающийся из растения, растущего на Южном Урале. Русский этнограф С. Г. Рыбаков писал: «Звуки этого инструмента — тихие, меланхолические и задушевные — достаточно хорошо воспроизводят мечтательность башкирских мелодий». Подобные духовые инструменты распространены во всем мире, но башкирский курай имеет характерные отличия, позволяющие ему считаться национальным инструментом, своеобразной визитной карточкой Башкортостана.
При исполнении Гимна Башкортостана (мелодия "Республика" на музыку Ф.Идрисова) используется тембр курая, а символическое изображение цветка курая входит в эмблему Республики. Это, пожалуй, единственный случай в мировой практике, где музыкальный инструмент входит в государственную символику.
Курай обладает своеобразным тембром и своим репертуаром, которых невозможно спутать с любым другим инструментом.
Курай по классификации Хорнбостеля-Закса относится к аэрофонам, подгруппе флейтовых, виду продольных флейт, подвиду открытых флейт с пятью игровыми отверстиями 4+1. В зависимости от материалов, из которых они изготавливаются, выделяются несколько видов: традиционный растительный, металлический, деревянный, пластмассовый, сборный, бумажный.
Традиционный курай изготавливают из прямого, высушенного полого стебля одноименного зонтичного тростникового растения длиной около 1 метра. До таких размеров курай вырастает только в южных степных и горных районах Республики. Спрос на тростниковый курай огромный, но искусственное выращивание музыкального тростника пока не отлажено. Башкирские музыканты используют для изготовления инструмента любой трубчатый предмет.
Описание
В XVIII в. появляются одни из первых историко-этнографических описаний традиционных музыкальных инструментов башкир, оставленных участниками крупнейшей академической научной экспедиции Петербургской Академии Наук П. С. Палласом, И. И. Лепехиным, И. Г. Георги. В работах этих ученых, содержащих ценные сведения по башкирскому этносу, впервые упоминается народный музыкальный инструмент башкир - курай. В середине XIX в. проводит свои исследования краевед, преподаватель духовной семинарии В. М. Черемшанский. Автором даны краткие сведения о духовной культуре башкир и указаны музыкальные инструменты «чибизга» (курай) и «кобыз». В конце XIX - начале XX вв. на отдельные стороны башкирского традиционного исполнительства на курае обращали внимание такие исследователи, путешественники, журналисты как П. С. Назаров, Д. П. Никольский, И. И. Железнов, М. А. Круковский. Первое и единственное академическое издание дореволюционного периода по музыкальному фольклору башкир и в частности по кураю принадлежит перу С.В. Рыбакова. В конце второй половины XIX – начале XX вв. начинается процесс сбора и изучения башкирских народных песен. Выходит в свет сборник М. И. Султанова. В советский период башкирский курай становится предметом изучения известного ученого В. М. Беляева. В 1930 – 1940 гг. проводилась большая работа по записи, нотированию произведений башкирского музыкального фольклора. Всего к концу 1930-х гг. было собрано более тысячи народных песен и мелодий. Наибольшую активность проявили И. В. Салтыков, Г. С. Альмухаметов, А. С. Ключарев, С. Х. Габяши, С. Г. Мирасов и другие. В 1940-50 гг. – этим занимался Л.Н. Лебединский. В 1970 – 1980 гг. начинает проводить исследования курая и башкирской народной инструментальной музыки искусствовед Р. Ф. Зелинский. С конца 1980-х гг. в искусствоведении, этноорганологии, музыковедении возрастает интерес к традиционному музыкальному инструментарию башкир. В работах этноорганологов, музыковедов, искусствоведов содержится разнообразный материал, который широко охватывает отдельные стороны башкирской культуры, связанной с кураем. Использование курая предполагает обязательное бурдонирование, особенности двухголосного пения раскрываются в статье Х. С. Ихтисамова. Ф. Х. Камаевым впервые поставлен вопрос о выделении и изучении стилей, исполнительских школ кураистов. В наше время курай изучают Р.Ф. Зелинский, А.М. Кубагушев, Р.Г. Рахимов, Г.С. Галина, Ю.И. Гайнетдинов и др.
Звукоизвлечение на курае сложно. Кроме традиционных сольных мелодий, исполняемых одним музыкантом, существует и ансамблевая игра в гетерофонной манере однолинейного многоголосия. Наиболее опытные исполнители при игре народных мелодий используют особую технику, называемую «Узляу» – бурдон, исполняемый голосом ниже рабочего диапазона голосовых связок. «Узляу» чем-то напоминает сольное горловое двухголосное пение тюркских и монгольских народов, но имеет другие истоки и традиции.
Процесс изготовления традиционного курая очень прост и выглядит следующим образом: обхватывают стебель растения курай руками поочередно, отмеряя от 8 до 10 раз ширины ладони (ок. 600-900 мм.), затем подрезают. Начиная снизу, с конца с меньшим диаметром, на определенных расстояниях вырезаются 4 отверстия на одной стороне и 5-е - на обратной стороне.
В музеях можно увидеть усложнённые образцы курая, выполненные из различных сплавов металла. Они применялись в военно-походных условиях. В старину изготовить курай из серебра или даже меди считалось делом престижным. Ныне в арсенал башкирских народных музыкальных инструментов вошли кураи из деревянного шпона, изготовленные мастером Вакилем Шугаиповым. Между тем среди настоящих ценителей мелодий курая традиционный инструмент остается вне конкуренции.
Музыкальный строй инструмента образуется из сцепления двух мажорных пентатоник на расстоянии кварты. Диапазон курая около трех октав. Звучание поэтичное и эпически возвышенное, тембр мягкий.
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Использование курая продолжается почти в том же виде как и на протяжении предыдущих веков. Игра на курае – неотъемлемая часть национальных концертов, празднеств, фестивалей. На нем играют в кругу семьи, на официальных встречах, обучают как в профессиональной, так и в самобытной среде. Игрой курая сопровождают исполнение народных песен. Его широко используют современные виды музыкального искусства, вплоть до симфонических оркестров, этнорок-группы.
Исключительность/Ценность
В башкирской культуре кураю принадлежит особая историческая роль: этот инструмент, по сути, является музыкальным летописцем многовековой истории башкирского народа. Изначально он использовался в качестве сигнального инструмента. Издревле игра на курае была важным элементом народных праздников и повседневной жизни, военных походов и трудовых будней башкир. Актуальность исследования башкирского народного музыкального инструмента вызвана возросшим в последние десятилетия интересом к духовным ценностям своего народа, стремлением к сохранению этнической специфики. Учитывая то, что растение курай, из которого издавна изготавливается музыкальный инструмент, растет в основном на Южном Урале, можно смело утверждать, что башкирский народный музыкальный инструмент курай появился на Южном Урале, исконной родине башкирского народа.
Способы передачи традиции
Традиционная и профессиональная через систему музыкального образования.
До 20 века передавался из поколения в поколение естественным путем при бытовании в традиционной среде.
Современное место бытования
Российская Федерация, Республика Башкортостан
Сведения о бытовании
Российская Федерация, Республика Башкортостан
Форма бытования
Игра на курае
Исторический аспект
Существует две версии происхождения курая: тюркская и иранская. Продольная открытая флейта имеет весьма древнее происхождение, о чем свидетельствуют материалы археологических раскопок и письменные источники. Во многих местах она существует поныне, почти полностью сохраняя свою конструкцию. Археологические данные подтверждают, что открытые флейты на территории Волго-Уральского региона являются древнейшими духовыми инструментами. C начала XX века курай постепенно становится профессиональным музыкальным инструментом. На протяжении почти целого столетия на курае играли ставшие профессиональными музыкантами кураисты, многие из которых, однако, не имели даже музыкального образования и фактически продолжали традиции исполнительского мастерства, передаваемые из поколения в поколение. Само бытование курая к 70-ым годам прошлого века, в результате мощных процессов урбанизации, индустриализации, массовой советской культуры, распространением гармони и других инструментов сузилось до такой степени, что встало под угрозу исчезновения. Открытие специальности в Уфимском училище искусств, подвижническая работа таких кураистов как Гата Сулейманов, Адигам Искужин, изобретение Вакилем Шугаюповым курая из шпона позволило сохранить и сделать массовым обучение игре на курае. В наши дни курай – часть профессиональной музыкальной культуры, он участвует в ансамблях, пишутся музыкальные произведения, расширяется использование курая в различных стилях современной популярной музыки. Игре на курае учат в школьных кружках, музыкальных школах, домах культуры, средних и высших музыкальных учебных учреждениях. Развиваясь как часть массовой культуры, курай все больше терял исконно традиционное звучание и особенности игры, которые в наше время сохранились во-многом лишь в игре тех кураистов, которые имели возможность перенять их непосредственно у носителей этого мастерства, а не от преподавателя. Именно с этим связана актуальность изучения и сохранения традиционного исполнительного мастерства игры на курае.
Социологический аспект
Традиция игры на этом незатейливом на первый взгляд инструменте выполняла тем не менее важную роль средства передачи информации, социализации и воспитания подрастающих поколений в духе патриотизма: знакомясь с музыкой, песнями, легендами происхождения мелодий, башкирский народ познавал собственную историю, усваивал жизненный опыт и нравственные нормы прошлых поколений, развивал свое эстетическое восприятие мира.
Сведения о действиях над ОНКН
Тип действия: Сохранение и развитие
Наименование действия: Сохранение и передача народных традиций игры на курае, традиционного изготовления курая
Исполнитель: Носители традиций
Метод действия: Мастер-класс, система музыкального образования (школа, училище, ВУЗ)
Место фиксации ОНКН
Современное бытование
Историческое бытование
Техники и технологии
Курай попадает в поле зрения уже первых этнографов, изучавших башкир в XVIII веке. Они первые описали те особенности изготовления и игры на курае, которые и современными специалистами признаны как традиционные. С.Рыбаков сделал подробное описание изготовления курая: «Башкиры для курая выбирают гладкий, пустой и чистый внутри, по возможности правильный стебель растения, иногда сушат его, а затем вырезают на нем отверстия, руководясь приблизительно следующим расчетом: 1-е отверстие должно быть от конца дудки на 3 пальца, 2-е от 1-го на 2,5 пальца, 3-е от 2-го – на 2 пальца, 4-е от 3-го – на 1,5; пятое отверстие вырезается сзади выше 4-го»1. «Натуральный строй курая представляет неполную, так называемую китайскую гамму до, ре, ми, фа, соль, ля, - до, без нашего вводного тона. Не каждый курай, конечно звучит в строй натуральной гаммы до – до, а как придется, один выше, другой ниже, смотря по толщине, длине и другим свойствам стебля, из которого выделывается инструмент»2.
Традиционно кураист-музыкант и мастер-изготовитель курая - это одно и то же лицо.
С древних времен курай изготавливали из стебля одноименного зонтичного растения курай (рус. назв. реброплодник уральский, лат.- рleurospermum uralense). Высокие (60-150 см) двулетние или многолетние растения с толстым стеблем и дважды перисторассеченными листьями. Стебель до 2 см. толщиной, полый, тонкобороздчатый, с многочисленными листьями и крупным конечным зонтиком. В музеях можно увидеть усложнённые образцы курая, выполненные из различных сплавов металла. Они применялись в военно-походных условиях. В старину изготовить курай из серебра или даже меди считалось делом престижным. Ныне в арсенал башкирских народных музыкальных инструментов вошли кураи из деревянного шпона.
Башкирский народный музыкальный инструмент курай традиционно изготавливается следующим образом.
Первый этап.
Выбирается гладкий, чистый внутри стебель растения, при этом происходит осмотр на наличие внешних дефектов (на растениях бывают небольшие отверстия, проделанные насекомыми). От растения, его длины, качества стебля зависят акустические характеристики будущего инструмента.
У каждого кураиста существовали свои излюбленные места, где они предпочитали производить забор заготовок, считая, что выросшие именно в той или иной местности растения обладают необходимыми для музыкального инструмента параметрами. Вообще, у народа было особое отношение к этому растению, так, во время сенокоса, старшие просили не косить это растение, объясняя, что у этого растения другое предназначение.
Считается, что растущий на поляне в горах курай более певуч и прочнее, нежели тот, который вырос вблизи воды. Например, кураист-педагог А.Д.Искужин собирал курай для своих учеников на хребтах Ирандыка.
Следует заметить, что в качестве заготовки в некоторых районах выбирают и другие растения, например, в Архангельском районе делают кураи из Дудника лесного (Angelica sylvestris L.). Башкиры называют это растение «айыу ҡурайы» («медвежий курай»). Для избавления от характерного запаха его продолжительное время сушат. На первый взгляд, кураи почти не отличаются, однако тонкий знаток сразу отличает такие инструменты. Физические свойства стволов этих растений разные, поэтому они имеют различные акустические параметры, что отражаются на дальнейшем звукообразовании.
Второй этап. Срезка и сушка растения. Обычно растение цветет в июле, а в августе-сентябре начинает высыхать, в это время цвет ствола растения становится медно-желтым. Его срезают острым ножом под корень для дальнейшей просушки в сухом, темном месте.
Кураисты тщательно подходили к ответственной процедуре изготовления курая, старались использовать сухой курай, так как от физических свойств ствола инструмента зависела особенность исполнения мелодий. При равных исполнительских способностях кураистов возрастало значение качественно изготовленного аэрофона. Это очень тонко подметил С.Г. Рыбаков («Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта». СПб, 1897): «Лукманов видимо лучше других играл, так как курай был у него лучше других, но и Марзаголов мало уступал ему; не очень отставал бы от них и Ислам, если бы не новый, сырой курай, который он только что сделал, отправляясь на свадьбу».
Третий этап. Определение длины инструмента. Все размеры курая измеряются на основе естественных мер (ширина ладоней и пальцев кураиста). Длина заготовки для курая, начиная с узкого конца, составляет примерно 8-10 ладоней («тотам») и больше, при этом ширина каждой ладони при обхвате стебля растения равна четырем пальцам. Кураи также отличаются по длине, поэтому и заготовки для них делают обычно разной длины. Раньше были известны три условных размера: короткий («ҡыҫҡа»), средний («уртаса») и длинный («оҙон»).
Длина курая у разных башкирских родов («ырыу») могла быть различной. Бурзяны, тангауры, кипчаки, например, изготовляют наибольшие инструменты, длина которых достигает 10 обхватов, а тамъянцы же предпочитают короткие инструменты, соответствующие 7-8 обхватам.
Четвертый этап. Вырезание игровых отверстий. Нижним краем инструмента считается место верхней срезки заготовки или, если заготовку укорачивают, та часть ствола, диаметр которой меньше. Соответственно верхним краем инструмента, где находится входное отверстие, является место нижнего среза заготовки. На получившейся трубке (стволе растения) острым ножом вырезаются начиная с нижнего края на определенных расстояниях пять игровых отверстий («уйым»), последнее - с тыльной стороны. Кромки игровых отверстий стараются сделать более гладкими, чтобы пальцы исполнителя плотно прилегали к игровым отверстиям. Это необходимо для того, чтобы не было утечки воздуха во время игры.
В определении расстояния между игровыми отверстиями могут ошибиться и опытные музыканты: инструмент заметно фальшивит, в этом случае на нем не играют. Если же инструмент получился удачный, кураисты им дорожат, хранят как дорогую вещь.
Для хранения курая раньше использовали, предварительно обработав, внутренности (кишки) домашнего скота: лошадей, овец, коз. Кишки тщательно мыли, сушили, надевали на инструмент, обрезали лишние края. Курай постоянно находится в некой оболочке, оберегающей инструмент от внешнего воздействия.
После игры на курае его необходимо высушить в проветриваемом месте. Инструмент необходимо оберегать от воздействия пыли, влажности, механических повреждений. Для хранения курая необходим отдельный футляр. Футляр должен быть вентилируемым, для чего делают небольшие отверстия в корпусе футляра. Некоторые мастера, изготавливающие кураи, также изготавливают футляры из дерева, часто украшая их резьбой.
Музыкальный строй инструмента образуется из сцепления двух мажорных пентатоник на расстоянии кварты. Диапазон курая около трех октав. Звучание поэтичное и эпически возвышенное, тембр мягкий. В традиционном исполнении на курае обязательно присутствует грудной гортанный звук (бурдон), который создает оригинальный фон и придает напеву своеобразие и неповторимость. Народные профессионалы исполняют мелодию проникновенно, нежно и обязательно добавляя грудное звучание. Знаменитые кураисты украшали свою игру своеобразным горловым пением - узляу. Ф. Х. Камаев выделял следующие школы игры на курае: баймакская, абзелиловская, белорецкая, хайбуллинская, зилаирская.
1 Рыбаков С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта: 204 мелодии с текстами и русским переводом: характеристики музыкантов и очерки путешествия. СПб, 1897. – С.112.
2 Рыбаков С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта: 204 мелодии с текстами и русским переводом: характеристики музыкантов и очерки путешествия. СПб, 1897. – С.113.
Источники сведений
- Курай/ составитель Ю.И.Гайнетдинов. / Уфа: РЦНТ, 2016 (рукопись)
- Страна кураистов / Автор-составитель Каримова Ф. М. (на башк. языке). Сибай: Сибайская городская типография, 2006.
- Руденко С. И. Башкиры: историко-этнографические очерки. М.-Л.: АН СССР, 1955.
- Рахимов Р. Г. Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование. Уфа: издательство БГПУ, 2006.
- Галина Г. С. Башкирская народная музыка: учебное пособие. Уфа: БИРО, 2008.
- Кубагушев А.М. Курай: [к 100-летию Г. З. Сулейманова] Уфа: Педкнига, 2012.
- Зелинский Р. Ф. Башкирское народное музыкальное искусство. IV том. Инструментальная музыка. Уфа: Гилем, 2003.
- Камаев Ф. Х. Напевы курая: фольклорный сборник. Уфа: Башкнигоиздат, 1991.
Лица, имеющие отношение к ОНКН
ФИО: Гайнетдинов Юлай Ишбулдович
Тип ответственности: Ответственное лицо
Место работы/Адрес: Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Башкортостан Республиканский центр народного творчества/Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450103, г.Уфа, ул. Зайнаб Биишевой, 17/2
ФИО: Тулыбаева Нафиса Булатовна
Тип ответственности: Ответственное лицо
Место работы/Адрес: Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Башкортостан Республиканский центр народного творчества/Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450103, г.Уфа, ул. Зайнаб Биишевой, 17/2
Организации, имеющие отношение к ОНКН
Наименование: ГБУК РЦНТ РБ «Республиканский центр народного творчества» Подразделение: Отдел нематериального культурного наследия
Тип ответственности: Исследователь
Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2
Курай / технология изготовления музыкального инструмента
Этнокультурная принадлежность: Башкиры
Категория объекта: Изготовление музыкальных инструментов
Анкета утверждена 19.12.2018
Номер объекта: 01-004
Автор-составитель анкеты: