Этнокультурная принадлежность: Башкиры

Категория объекта: Рыболовство

Анкета утверждена 19.12.2018

Номер объекта: 01-011

Автор-составитель анкеты:

Султанмуратов Ильгиз Замфирович, кандидат социологических наук.

Ловля рыбы при помощи петли (башк. мәскәү) относится к архаичным способам ловли. Башкиры всегда располагались на жительство возле водоемов, которыми богат Южный Урал. При помощи петли рыбу издревле и до сих пор ловят многие народы, но только у башкир есть способ ловли щуки петлей (мэскэу) в местах большой глубины при помощи щуки-самки, которой приманивают щук-самцов во время нереста. Называется такой способ «шыга-ятыу», и в Башкортостане еще есть умельцы, которые могут показать его.

Этот способ ловли рыбы хорошо изучил и зафиксировал этнограф М.Г. Муллагулов. Раньше рыбаки некоторых башкирских волостей умели ловить рыбу в озерах и омутах, имеющих достаточно большую глубину. Для этого использовали саму рыбу, в основном щуку. В качестве приманки использовали, например, живую самку щучьих, которую водили взад и вперед с помощью специального шеста (шыга) длиной 1,5-2 метра. Подплывающие самцы щук захватывались другим шестом с петлей.

Описание

Описанный способ ловли рыбы современному местному населению известен под названием шыга-ятыу, что означает лов рыбы, лежа на льду с помощью петли через прорубь. Технологию ловли хорошо описал рыбак-любитель Нугуман Шагибакович Валиев, живущий в районе озера Яктыкуль в Абзелиловском районе Республики Башкортостан. Прорубь (баш. мәке) вырубалась в виде конуса, расширяющегося книзу. Это позволяло рыбаку вести наблюдение за рыбами относительно в широком радиусе. Шест, предназначенный для того, чтобы водить самку по воде, имел на конце расщепление с выемками для рыбы-приманки. Закрепив рыбу в выемке, концы расщепления скреплялись веревкой. Рыба не могла уплыть вперед, ей мешала веревка, а назад – плавники. Чтобы самец не утащил шест, в верхней части шеста была поперечина, лежавшая поперек проруби. Аналогичную форму имел и другой шест. Данный способ рыболовства кратко описан в монографии С.И. Руденко 1955 г «Башкиры. Этнографические очерки».

Сведения об особенностях

Состояние бытования 

Современные способы ловли рыбы, технические возможности новых орудий ловли, запретительные меры поставили крест на архаичных способах ловли рыбы. Еще остались люди, которые могут показать шыга-ятыу для исследователей или любопытствующих людей. 

Исключительность/Ценность

Такой архаичный способ ловли щуки как шыга-ятыу показывает как древние башкиры хорошо понимали и знали природу, жили по одним с ней законам. Способы ловли рыбы при помощи других рыб (тоже щуки) описаны уже в древнейшем эпосе башкир «Урал-батыр», что не выглядит случайным. Архаичные способы ловли рыбы требовали от людей не только хорошего знания законов природы, но и ловкости, терпения, силы, смелости. В современных условиях возрождение таких способов ловли может способствовать развитию туризма, этнического спорта.

Способы передачи традиции

Передавался из поколения в поколение естественным путем при бытовании в традиционной среде. 

Современное место бытования

Российская Федерация, Республика Башкортостан 

Сведения о бытовании

Российская Федерация, Республика Башкортостан 

Используемые в празднике элементы ОНН и другие

Шест (шыга), леска

Форма бытования

Кубаир 

Сведения о действиях над ОНКН

Тип действия: Сохранение

Наименование действия: Сохранение и передача народного способа ловли рыбы шыга-ятыу

Исполнитель: Носители традиций

Метод действия: Мастер-класс

Место фиксации ОНКН

Современное бытование

Республика Башкортостан.

Историческое бытование

Бытовал в озерных районах Республики Башкортостан (Абзелиловский, Учалинский районы).

Источники сведений

  • Муллагулов М.Г. Архаичные способы хозяйства у башкир: традиции и новации/ Уфа: Китап, 2014. – 176 с.: ил.

  • Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.; Л., 1955.С. 93

 

Лица, имеющие отношение к ОНКН

1) ФИО: Муллагулов Мирза Гизитдинович

Тип ответственности: Исследователь

Даты жизни: 

Место работы/Адрес: к.ист.н., с.н.с. Института этнологии УФИЦ РАН


2) ФИО: Руденко Сергей Иванович

Тип ответственности: Носитель 

Даты жизни: 1885-1969

Место работы/Адрес: российский и советский археолог, антрополог, этнолог, гидролог. Магистр географии (1917), доктор технических наук (1944), профессор (1919, 1950), действительный член Русского географического общества (1911), член Парижского антропологического общества (1914)

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Наименование: ГБУК РЦНТ РБ «Республиканский центр народного творчества» Подразделение: Отдел нематериального культурного наследия

Тип ответственности: Исследователь, ведущий методист

Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2

Этнокультурная принадлежность: Башкиры

Категория объекта: Рыболовство

Анкета утверждена 19.12.2018

Номер объекта: 01-011

Автор-составитель анкеты:

Султанмуратов Ильгиз Замфирович, кандидат социологических наук.